Международный опыт регулирования возрастных ограничений в интернете

Время на прочтение: 25 мин

Научно-техническим центром ФГУП «ГРЧЦ» проведено исследование правового регулирования распространения материалов порнографического характера, в частности, межгосударственный опыт ограничения несовершеннолетних от просмотра таких материалов.

Проведен анализ развития регулирования порнографии в контексте межгосударственного опыта, а также внутригосударственных актов США, Великобритании, Австралии, Франции и других стран, которые устанавливают особые правовые режимы для различных видов порнографических материалов.

По результатам исследования выявлено, что подходы к определению порнографии различаются в странах мира. В большинстве стран дается определение порнографии, запрещенной законом. Чаще всего такая порнография включает детскую порнографию и явно оскорбительную порнографию, которая может выражаться в принуждении, изнасиловании, сексуальных действиях без согласия, зоофилии или некрофилии.

Изготовление и оборот среди совершеннолетних порнографии с участием совершеннолетних не запрещены во многих странах мира. Таким образом, сами порнографические материалы и действия с ними делятся на незаконные и не запрещенные законом. При этом, для порнографии, не запрещенной законом, устанавливается специальный правовой режим в целях ограничения несовершеннолетних от просмотра таких материалов. С точки зрения регулирования такой порнографии интересна тенденция, наметившаяся в европейских странах и Австралии, а именно установление требования верификации возраста на порнографических сайтах.

Законом о борьбе с домашним насилием от 9 июня 2020 года во Франции введены обязательства по предотвращению доступа несовершеннолетних к порнографии посредством введения верификации возраста для владельцев порнографических ресурсов, доступных для неограниченного круга лиц. Регулятор в сфере цифровых медиа Франции уполномочен контролировать соблюдение обязательств и требовать у владельцев выявленных ресурсов принять меры по ограничению доступа несовершеннолетних к порнографии. При непринятии мер по истечении 15 дней регулятор может обратиться в суд в порядке упрощенного производства для блокировки ресурса, а также для прекращения выдачи ссылок на такой ресурс в поисковой системе. Несмотря на то, что законом не предусмотрены конкретные механизмы и технические средства для проверки возраста, инициаторы введения требования отдельно указывают, что система должна быть эффективной и поэтому проставление галочки напротив текста «Мне есть 18 лет» или введение возраста перед получением доступа не являются выполнением установленных обязательств. В пояснительной записке указывается, что для верификации возраста предлагается рассмотреть варианты использования государственной системы идентификации и аутентификации пользователей FranceConnect или банковских карт. Также в пояснительной записке подчеркивается, что несмотря на то, что во Франции установлена уголовная ответственность за распространение порнографических материалов среди несовершеннолетних в виде штрафа или лишения свободы, зачастую ее применение затруднительно, поскольку владельцы порнографических сайтов могут быть зарегистрированы за границей. Исходя из этого, необходимо установление обязанностей по ограничению доступа с дополнительной возможностью блокировки ресурсов.

В Австралийском Союзе Постоянный комитет Парламента Австралии по социальной политике и правовым вопросам выпустил рекомендации для порнографических сайтов, а также Отчет об использовании возрастной верификации. Этими документами владельцам порнографических сайтов было рекомендовано в добровольном порядке устанавливать средства для верификации возраста и использовать иные механизмы для предотвращения доступа несовершеннолетних, а также проанализированы возможные технические средства для введения возрастной верификации, в том числе верификация возраста посредством программы государственной цифровой идентификации GovPass. В Новой Зеландии в рамках введения системы цифровой идентификации граждан предлагается предусмотреть возможность ее использования в том числе для верификации возраста посетителей порнографических сайтов.

В Великобритании Законом о цифровой экономике от 2017 года на владельцев порнографических сайтов наложено обязательство установления строгой верификации возраста при посещении. Также названным законом устанавливаются полномочия Правительства о назначении регулятора для контроля и надзора за соблюдением требования наличия возрастной проверки на Интернет-сайтах. В настоящий момент названные требования не применяются, в мае 2021 года был опубликован Законопроект «О безопасности в интернете», которым, помимо прочего, предложено отменить эти положения, поскольку они вызвали общественное недовольство, а также не были выявлены подходящие технические средства для проведения верификации возраста, безопасные в части обработки персональных данных.

В ходе анализа регулирования порнографии можно отметить опыт отдельных штатов Австралии и США, где регулируется секстинг среди несовершеннолетних. Законодатели обеспокоены тем, что несовершеннолетние могут быть осуждены при непонимании последствий своих действий, а также при отсутствии высокой общественной опасности, если секстинг происходит между несовершеннолетними с небольшой разницей в возрасте. В австралийском штате Виктория законодатель исключил секстинг из сферы уголовного преследования. В некоторых штатах США секстинг квалифицируется как мелкое правонарушение, которое влечет за собой штрафы и дополнительные виды наказания, такие как программы реабилитации для подростков, обязательное прохождение индивидуальной и семейной психотерапии и конфискация устройства. В других штатах США секстинг является уголовно-наказуемым преступлением, однако в рамках ювенальной юстиции подростки чаще всего не получают уголовного осуждения или же наказания являются минимальными или условными.

Представляется возможным рассмотреть вопрос о введении специальных законодательных положений с целью защиты детей, в соответствии с которыми секстинг будет являться мелким административным правонарушением с наказаниями, направленными на воспитание и психологическое оздоровление несовершеннолетних, и будет выведен за рамки уголовного преследования.

Исследование показало, что опыт инициативного введения механизмов по ограничению доступа для несовершеннолетних со стороны владельцев порнографических сайтов и операторов связи при отсутствии единого подхода имеет неопределенный статус, а регулирование со стороны государственных органов наиболее эффективно осуществляется на уровне императивных запретов изготовления и оборота явно нежелательной порнографии, а также введении механизмов ограничения несовершеннолетних посредством установления требования возрастной верификации на порнографических сайтах.

Оглавление

Введение

Существующие акты в Российской Федерации

Определение термина «порнография» и виды порнографии в странах мира и межгосударственных образованиях

Межгосударственные объединения

Соединенные Штаты Америки

Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Австралийский союз

Норвегия

Китайская Народная Республика

Республика Беларусь

Страны мусульманской правовой семьи

Типы регулирования

Запрет порнографии

Частичные запреты порнографических материалов

Запрет детской порнографии и регулирование обычной порнографии

Секстинг

Регулирование порнографии в специфических сферах

Введение требования обязательной верификации возраста

Установление фильтрации контента по умолчанию

Механизмы, используемые частными компаниями и некоммерческими объединениями

Родительский контроль

Иные механизмы, вводимые частными компаниями

Заключение. Возможность применения опыта государств и межгосударственных объединений в российском законодательстве

Введение

Об интересе российских детей к Интернет-сайтам порнографического характера (далее – порнографические сайты) свидетельствуют результаты отчета «Лаборатории Касперского» 2019-2020 гг., по результатам которого выявлено, что 1,06% детей из России заинтересованы подобным контентом.

В 2018 году исследовательская компания Mediascope подсчитала российскую аудиторию свыше 18 лет порнографических сайтов, которые позиционируют себя как сайты для взрослых, выявив, что ежедневная аудитория таких сайтов в среднем составляет примерно 1,600,000 совершеннолетних россиян. Один из популярных в России порнографических сайтов PornHub провёл исследование собственной посещаемости за 2019 год, сравнив набор показателей с аналогичными за 2018: по всему миру количество запросов в поисковой строке сайта выросло на 29% за год.

При этом, в период ограничительных мер при новой коронавирусной инфекции COVID-19 по данным Google Trends произошел глобальный рост интереса к сайтам, содержащим материалы порнографического характера (далее – порнографические материалы или порнография) по сравнению со средней аудиторией до эпидемии: количество запросов на сайтах «XVideos», «Porn», «PornHub» увеличилось соответственно на 4,9, 1,8 и 3,8 пункта.

В связи с высокими показателями интереса населения к порнографическим материалам и их доступности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), в странах мира активно предлагаются различные механизмы регулирования порнографических материалов в целях защиты прав детей и/или норм общественной нравственности. Для надлежащего функционирования механизма такого регулирования необходимо, прежде всего, надлежащие определение понятия порнографии, в том числе не запрещенной законом порнографии, распространение которой возможно в строго урегулированных законом рамках, и незаконной порнографии, распространение которой запрещено.

Для определения правового режима порнографических материалов и правовой основы для регулирования этой сферы существуют разные правовые подходы, возникающие прежде всего из-за культурных ценностей конкретных стран мира и особенностей конкретных правовых систем.

Исследование межгосударственного опыта регулирования содержит анализ определения порнографии, выявленных тенденций регулирования распространения порнографических материалов в странах мира и межгосударственных образованиях, а также уже существующих подходах к регулированию распространения порнографических материалов.

По результатам данного исследования сформулированы выводы и приведены примеры опыта государств и межгосударственных объединений в области регулирования распространения порнографических материалов, применение которого возможно в Российской Федерации.

Существующие акты в Российской Федерации

В законодательстве Российской Федерации нет определения «порнографических материалов» и «порнографических предметов», отсутствуют разъяснения касательно того, что подразумевается под «распространением» порнографии, а также положения, касающихся законного распространения таких материалов среди совершеннолетних лиц, что создает правовую неопределенность статуса порнографии в Российской Федерации.

Российская Федерация является участником международной Конвенции «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими» от 12 сентября 1923 года (далее – Конвенция 1923 года), подписанной в Женеве. Согласно ст. 1 Конвенции 1923 года запрещено изготовление или хранение порнографических предметов с целью их распространения или публичной демонстрации, ввоз, перемещение через государственную границу и вывоз лично или через посредника с целью распространения или публичной демонстрации указанных предметов или пуск их тем же либо другим способом в обращение; торговля, распространение этих предметов, публичная демонстрация или иные сделки с этими предметами; анонсирование или оглашение любым способом в целях поощрения оборота или торговли.

Уголовная ответственность за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (далее – детская порнография) установлена ст. 241.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ), также использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов является отдельным преступлением, наказуемым по ст. 242.2 УК РФ. В примечании 1 к ст. 241.1 УК РФ также дается определение материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних для целей УК РФ, которые определяются как материалы и предметы, содержащие любое изображение или описание в сексуальных целях полностью или частично обнаженных половых органов несовершеннолетнего; несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера; полового сношения или иных действий сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетнего или с его участием; совершеннолетнего лица, изображающего несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера.

Для юридических лиц ответственность за изготовление и распространение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних устанавливается ст. 6.20 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ). Помимо этого, ст.13.41 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к материалам с порнографическими изображениями несовершеннолетних и/или объявлениям о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (неудаление таких материалов или объявлений).

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доменные имена и/или указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и/или объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, включаются в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В связи с распространением порнографии без участия несовершеннолетних (далее – обычная порнография) устанавливается уголовная ответственность по ст. 242 УК РФ только за незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования таких материалов. Как было указано выше, не ясно, возможно ли законное распространение порнографии.

Судебная практика по ст. 242 УК не является обширной и касается в основном распространения порнографии с использованием средств массовой информации (п. б, ч. 3 ст. 242 УК РФ). В судебной практике рассматривались дела, касающиеся распространения порнографических материалов в социальных сетях, однако суды указывают на то, что для совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 242 УК РФ, необходимо наличие прямого умысла на распространение, публичную демонстрацию или рекламированию порнографических материалов или предметов. В этой связи лица, которые загружают или добавляют такие материалы в своем аккаунте в социальной сети, обычно не имеют умысла на совершение таких действий и потому количество дел относительно невысоко, есть случаи отмены обвинительных приговоров на этом основании (Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2020 №77-350/2020, Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05.03.2020 №77-214/2020). Однако широкую известность в 2021 году получило производство по делу Андрея Боровикова в Ломоносовском районном суде в Архангельске. Суд приговорил его к двум с половиной годам колонии общего режима по ч. 3 п. «б» ст. 242 УК РФ из-за репоста клипа на песню группы Rammstein «Pussy» на свою страницу «ВКонтакте». В ходе расследования уголовного дела по заказу следствия была проведена культурологическая экспертиза, подтвердившая «порнографический характер» видеоклипа и не обнаружившая в нем «художественной ценности».

Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено, что информация порнографического характера является информацией, причиняющей вред здоровью и/или развитию детей, а органы государственной власти РФ должны принимать меры по защите детей от такой информации. Информация порнографического характера определяется как информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и/или полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.

Согласно Рекомендациям Минцифры информация порнографического характера относится к информации, запрещенной для распространения среди детей, для ее распространения должны применяться административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей. Касательно распространения книжной продукции в сети Интернет, владельцам сайта рекомендуется установить механизм подтверждения возраста пользователя сайта.

Среди общих требований к рекламе в ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама не должна содержать информацию порнографического характера, помимо этого к рекламе применяется более строгое требование о недопущении использования непристойных образов, которые не являются порнографическими.

Ограничения, касающиеся порнографии, относятся к средствам массовой информации (далее – СМИ). Устанавливается запрет использования СМИ для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, а также – в целях совершения уголовно наказуемых деяний, в данном контексте – незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов, совершенные с использованием СМИ.

Таким образом, в Российской Федерации отсутствует единый подход к регулированию порнографии, так как существуют разрозненные акты в различных сферах. В целом, регулирование порнографии направлено на защиту детей, в том числе на ограничение доступа детей к таким материалам.

Определение термина «порнография» и виды порнографии в странах мира и межгосударственных образованиях

Межгосударственные объединения

Упомянутая выше Конвенция 1923 года не дает определение термина «порнографический» и лишь указывает на виды порнографических материалов – «порнографические сочинения, рисунки, гравюры, картины, печатные издания, изображения, афиши, эмблемы, фотографии, кинематографические фильмы или любые другие порнографические предметы». Буквальное толкование Конвенции 1923 года может привести к тому, что изготовление, распространение и иные действия с любыми материалами выраженно сексуального характера запрещены, однако такое толкование является устаревшим. В некоторых странах мира, подписавших Конвенцию 1923 года, отдельные виды порнографии не являются запрещенными и специально регулируются (Франция, Великобритания, Новая Зеландия и другие).

Обязательства по запрету распространения среди совершеннолетних и иных действий с обычной порнографией обычно не устанавливаются на межгосударственном уровне. Также не существует отдельных межгосударственных актов, касающихся распространения обычной порнографии в сети Интернет. Однако существуют акты, в которых устанавливаются такие обязательства, касающиеся отдельных видов порнографических материалов.

В большинстве стран мира устанавливается запрет на те или иные действия с детской порнографией. В этой связи, среди важных межгосударственных актов можно назвать: Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка, Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Также в Совете Европы приняты Правила Совета Европы в отношении детской порнографии, которые включены в Конвенцию о компьютерных преступлениях СEД №185 и Конвенцию Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера СДСE №201. В Европейском союзе действует Рамочное решение Совета Европейского союза о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией (2004/68/JHA).

В целом, в соответствии с межгосударственными актами, перечисленными выше, в большинстве стран мира любые материалы, которые изображают ребенка, совершающего реальные или смоделированные сексуально откровенные действия, или половые органы ребенка главным образом в сексуальных целях, признаются незаконными.

Соединенные Штаты Америки

В США важную роль для регулирования порнографических материалов играет Первая поправка в Конституцию Соединенных Штатов 1778 года, которая среди прочего гарантирует свободу слова, которая толкуется американскими судами достаточно широко. В общем, обычная порнография защищается Первой поправкой и легализована, исключением выступают два вида порнографии, а именно детская порнография и порнография, имеющая непристойный характер (obscenity).

Статья 2256 части 18 Кодекса Соединенных Штатов Америки определяет детскую порнографию как любое визуальное изображение выраженно сексуального поведения, в которое вовлечен несовершеннолетний (лицо, не достигшее 18 лет). Визуальное изображение включает фотографии, видео, цифровые или создаваемые с помощью компьютерных средств изображения, фактически не отличимые от реального несовершеннолетнего, и изображения, создаваемые, адаптированные или измененные, но позволяющие предположить, что изображен реальный несовершеннолетний. Определение выраженно сексуального поведения не требует, чтобы несовершеннолетний был изображен как участвующий в сексуальной активности любого рода, изображение несовершеннолетнего может быть признано детской порнографией, если имеется сексуальный контекст. Статья 2256(8)(C) Кодекса Соединенных Штатов Америки запрещает низкотехнологичные средства создания виртуальных изображений, известные как компьютерный морфинг – обычные фотографии реальных детей изменяются таким образом, что кажется, что они вовлечены в сексуальную активность.

Верховный суд Соединенных Штатов в деле Эшкрофт против Коалиции свободы слова 2002 года установил, что порнография, не отвечающая критериям непристойности, в которой сексуальные действия происходят по обоюдному согласию, защищается Первой поправкой, даже если актеры могут показаться несовершеннолетними, но, на самом деле являются совершеннолетними, для того, чтобы признать правомерной большую часть обычной порнографии на основе Первой поправки. Таким образом, для того, чтобы считать изображения незаконными, изображения людей старше 18 лет, которые только кажутся несовершеннолетними, должны отвечать критериям непристойности, изложенным в деле Миллер против Калифорнии 1973 года.

В разделе 18 в пунктах 1460, 1461, 1462, 1463 Кодекса Соединенных Штатов Америки криминализируется также хранение непристойных материалов с целью продажи или распространения таких материалов, их отправки, доставки или получения, ввоза и перевозки непристойных материалов через границы штатов в целях распространения. Более того, в пунктах 1465 и 1466 установлен запрет на продажу и распространение непристойных материалов в сети Интернет.

В деле Миллер против Калифорнии 1973 года непристойность определяется как вид порнографии, которая (1) может быть найдена возбуждающей среднестатистическим лицом; (2) изображает или описывает откровенно оскорбительное сексуальное поведение; и (3) не имеет серьезной литературной, художественной, политической или научной ценности. Согласно этой логике, многие откровенно сексуально материалы не являются юридически непристойным и могут быть защищены Первой поправкой. Для признания порнографических материалов непристойными необходимо, чтобы все три критерия присутствовали, то есть отсутствие серьезной литературной, художественной, политической или научной ценности без изображения или описания откровенно оскорбительного сексуального поведения не делает порнографию непристойной и, следовательно, незаконной.

Таким образом, важным для различения легализованной для показа для совершеннолетних лиц обычной порнографии от незаконной порнографии непристойного характера является, прежде всего, отсутствие оскорбительного сексуального поведения (извращенной формы половых актов, отталкивающее поведение) или наличие какой-либо ценности.

Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии

В Великобритании положения о регулировании распространения порнографии в сети Интернет содержатся в части 3 Закона о цифровой экономике от 2017 года, где устанавливается требование строгой возрастной проверки при посещении порнографических сайтов. Для этих целей порнографическими материалами признаются видеозаписи и иные материалы, которым присвоена категория «R18» видео классификации – категория, которая присваивается материалам, которые могут продаваться только совершеннолетним и содержат сцены реальной сексуальной активности, в том числе сексуального фетиша, в целях сексуального возбуждения, а также материалы, которым могла бы быть присвоена такая категория, но регулятор признал видео непригодным для выдачи сертификата, однако оно не содержит запрещенную порнографию (детскую и экстремальную).

В Великобритании раздел 63 части 5 Закона об уголовном правосудии и иммиграции от 2008 года криминализирует владение экстремальными порнографическими изображениями (extreme pornographic images). Экстремальные порнографические изображения определяются как порнографические изображения, имеющие выраженный оскорбительный, отталкивающий или непристойный характер и изображает угрожающие жизни человека действие, или действие, которое приводит или может привести к серьезным травмам, некрофилию, зоофилию, изнасилование или иные действия сексуального характера без согласия. Изображение должно быть четким и реалистичным, то есть художественные порнографические изображения не будут считаться экстремальными порнографическими изображениями.

Разделом 1 Закона о защите детей 1978 года; а также Разделом 160 Закона об уголовном правосудии 1988 года устанавливается строгий запрет на получение, изготовление, распространение и хранение с целью распространения помимо изображений несовершеннолетних, также – псевдофотографий несовершеннолетних. «Псевдофотография» означает изображение, созданное с помощью компьютерной графики или иным образом, которое выглядит как фотография. При этом, псевдофотографией будет являться такое изображение, которое производит впечатление, что изображенный человек является несовершеннолетним, а также, что изображенный человек является несовершеннолетним, несмотря на то, что некоторые из показанных физических характеристик принадлежат взрослому.

В Англии и Уэльсе существуют положения, касающиеся публикации или распространения порнографии с мотивом мести, а именно материалами, полученными в ходе обмена частными материалами сексуального характера, фотографиями или видео другого человека, распространяемые без его согласия и с целью вызвать смущение или беспокойство. Иногда изображения могут распространяться с персональными данными субъекта, включая полное имя, адрес и ссылки на профили в социальных сетях. В Разделе 33 Закона об уголовном правосудии и судах 2015 года устанавливается уголовная ответственность за распространение личных сексуальных фотографий или видео. Материалы сексуального характера, при этом, включают не только изображения, демонстрирующие гениталии, но и также все, что считается сексуальным. Отправка откровенных или обнаженных изображений такого рода может, в зависимости от обстоятельств, считаться правонарушением в соответствии с Законом о коммуникациях 2003 года или Законом о злонамеренных коммуникациях 1988 года. Подобное поведение, если оно повторяется, также может считаться преступлением преследования (харассмент) по Закону о домогательстве 1997 года.

Австралийский союз

Согласно австралийской системе возрастных ограничений материалы с маркировкой «X18+» запрещены для продажи и проката среди несовершеннолетних. Такие материалы включают реалистический сексуальный контент с участием совершеннолетних. В некоторых штатах Австралии распространение такого контента запрещено, однако в других ограничения касаются только распространения среди несовершеннолетних (Территория федеральной столицы, Северная территория).

Уголовный закон Австралии определяет материалы жестокого обращения с детьми как материалы, которые изображают или описывают происходящее в оскорбительном контексте или изображают лицо, вовлеченное в сексуальную активность, в роли несовершеннолетнего.

При таком подходе, к определению детской порнографии любые изображения, в том числе нефотографические, могут быть признаны материалами жестокого обращения с детьми и, следовательно, запрещены к распространению. Например, в 2020 году популярная анимационная форма японской порнографии была запрещена в Австралии из-за того, что в ней изображены изнасилования и сексуальные надругательства над детьми. Маркировка «X18+», нанесенная на материалы, в данном случае не имела значение, так как распространение такого рода материалов попадает под запрет.

Норвегия

Уголовным кодексом Норвегии в ст. 317 дано определение порнографии, за действия с которой устанавливается уголовная ответственность. Под порнографией понимаются изображения сексуального характера, которые являются оскорбительными, жестокими или иным образом унижают человеческое достоинство, включая изображения трупов, животных, насилия и принуждения. Уточняется, что уголовная ответственность не наступает в отношении действий с одобренными Госфильмнадзором материалами для коммерческого показа или продажи в соответствии с законодательством, касающимся сферы телевидения и кинематографии, а также незаконной порнографией не считаются сексуальные изображения, которые имеют художественную, научную, информационную или иную ценность. При этом, не нуждаются в контроле порнографические материалы, распространяемые как видео по запросу на специальных сервисах, а также нет требования контроля материалов, распространяемых в сети Интернет. Учитывая определение порнографии, за действия с которой устанавливается уголовная ответственность, обычная порнография, которая не имеет явно оскорбительный характер и не изображает трупы, животных, насилие и принуждение, не является незаконной и может распространяться среди совершеннолетних граждан.

Исходя из этого, в Норвегии можно поделить порнографию на два вида: незаконная (непристойная) и законная (обычная). Главными критериями признания порнографии незаконной является наличие оскорбительного или жестокого характера, унижение человеческого достоинства, изображение трупов, животных, насилия и принуждения, а также, при наличии этих критериев, отсутствие какой-либо ценности.

Китайская Народная Республика

В Уголовном законе Китайской Народной Республики в ст. 367 под порнографическими (непристойными) материалами понимаются печатные издания, фотографии, видеокассеты, аудиокассеты, картины и иная порнографические материалы, подробно описывающие сексуальные действия или откровенно пропагандирующие секс. Научные издания по физиологии человека и медицине не являются порнографией. Произведения литературы и искусства сексуального (эротического) содержания, имеющие культурную ценность, не подпадают под определение порнографии.

Такое определение в Уголовном законе указывает на то, что любая порнография, в том числе и обычная, является незаконной, так как любые материалы, которые подробно описывают сексуальные действия, уже считают порнографическими.

Республика Беларусь

Статья 343 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирование, либо распространение или рекламирование порнографических материалов или печатных изданий, изображений, иных предметов порнографического характера, либо публичную демонстрацию кино- или видеофильмов порнографического содержания. В соответствии с ч. 2 указанной статьи – распространение порнографических материалов или предметов, совершенные лицом с использованием сети Интернет является квалифицированным составом.

В Постановлении Министерства культуры Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. №18 порнография определяется как «вульгарно-натуралистическая, омерзительно-циничная, непристойная фиксация половых сношений, самоцельная, умышленная демонстрация большей частью обнаженных гениталий, антиэстетичных сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности, ставя ее на уровень проявлений животных инстинктов».

Страны мусульманской правовой семьи

Уголовное законодательство мусульманских стран не использует понятие порнографии, уголовно-наказуемыми являются действия с материалами, противоречащими культуре и общественной нравственности. Например, в Иране полностью запрещены любые материалы, наносящие урон общественной морали. Такое определение позволяют отнести порнографические материалы любого вида, в том числе и эротические материалы, к нарушающими законодательство, за действия с которыми установлена уголовная ответственность.

Несмотря на то, что Республика Индонезия является светским государством, подавляющее большинство населения исповедует ислам. Исходя из этого с учетом культурных особенностей, Законом Республики Индонезия №44 от 2008 года «О порнографии» указывается, что уголовная ответственность наступает за любые действия с порнографией с учетом того, что порнография определяется как изображение, эскиз, иллюстрация, фотография, письмо, звук, голос, движущееся изображение, анимация, мультфильм, стихотворения, проза, жесты сексуального характера, имитация половых актов, беседа, жест или другая форма сообщения с помощью различных средств коммуникации и/или публичные выступления, которые вызывают сексуальное возбуждение и желания и/или противоречит общественной нравственности. Таким образом, запрещается порнография любых видов, в том числе обычная.

Типы регулирования

Запрет порнографии

Официальный запрет порнографии в любом виде, в том числе в сети Интернет, установлен в большом числе мусульманских стран, в том числе в Исламской Республике Афганистан, Исламской Республике Иран, Республике Индонезия и в других. Среди немусульманских стран можно назвать следующие: Индия, Китайская Народная Республика, Королевство Таиланд. За производство, распространение, продажу, хранение и иные действие с любой порнографией в любом виде устанавливается уголовная ответственность.

Помимо общего запрета на создание, распространение и иные действия с материалами, противоречащими общественной нравственности, в Исламской Республики Иран ст. 14 Закона о киберпреступности устанавливается уголовная ответственность за создание, продажу или распространение порнографического контента с помощью компьютера, телекоммуникационных систем или информационных носителей. В январе 2017 года внутренняя политика Ирана в отношении порнографии коснулась других стран мира. Телекоммуникационная компания Ирана перенаправляла трафик с 256 порнографических сайтов на поддельные адреса, в результате чего при запросе выходила пустая страница. Это перенаправление распространилась по всему миру.

Согласно ст. 9 Уголовного кодекса КНР, производство и распространение порнографических материалов с целью получения прибыли является незаконным, нарушители подлежат наказанию в виде лишения свободы на срок не более трех лет, уголовному аресту или общественному надзору и должны также быть оштрафованным. Согласно ст. 68 Закона КНР о наказаниях в сфере общественной безопасности, производство, транспортировка, копирование, продажа или предоставление порнографических материалов, включая книги, периодические издания, изображения, фильмы и аудио-видео продукты, а также распространение информации с использованием информационных сетей, телефонов или других средств связи являются незаконными. При этом владение порнографическими материалами без целей продажи и распространения законно. При таких формулировках законодательства любые сайты в сети Интернет, в том числе содержащие только обычную порнографию и доступные только для совершеннолетних граждан, запрещены в Китае.

Недавним известным случаем блокировки сайтов, содержащих порнографические материалы, является блокировка сайта Pornhub и 190 других порнографических сайтов правительством Таиланда на основании Закона о компьютерных преступлениях от 2007 года. Также запрещено производство, распространение или хранение порнографических материалов для целей продажи разделом 287 Уголовного кодекса Таиланда.

Частичные запреты порнографических материалов

Распространение и иные действия с обычной порнографией во многих странах не находится под прямым запретом, так как законодательные положения, касающиеся обычной порнографии отсутствуют. Однако существуют положения, связанные с защитой прав детей, в соответствии с которыми запрещается порнография в рекламе, СМИ, существуют ограничения по продаже порнографии несовершеннолетним в розничных магазинах и установлены запреты или значительные ограничения транслирования порнографии в телевизионном вещании (обычно позволяется транслировать только эротические материалы, но не порнографию).

Поскольку распространение порнографических материалов в сети Интернет в больших масштабах является относительно недавним явлением, регулирование такого распространения или инициативы по введению имеются только в некоторых странах.

Запрет детской порнографии и регулирование обычной порнографии

Режим частичной легализации порнографии установлен во многих странах мира, прежде всего в североамериканских и европейских странах, например, в Федеративной Республике Германия, США, Франции и других. В Германии порнографические материалы делятся на два вида: относительно допустимую и незаконную. К последней категории согласно Уголовному кодексу Германии относятся детская порнография (ст. 184b), подростковая порнография (ст. 184c), а также изображение насильственных сексуальных действий и некоторых половых извращений (ст. 184a). Также уголовное преследование предусмотрено для лиц, которые распространяют порнографический контент среди несовершеннолетних (ст. 184).

Как было указано выше, в США под запретом находятся только два вида порнографии — детская порнография и порнография непристойного характера. Кроме того, пункт 1470 Раздела 18 Кодекса США запрещает любому лицу сознательно передавать или пытаться передать непристойные порнографические материалы с использованием почты США или иных средств передачи несовершеннолетним в возрасте до 16 лет. Также существуют законы, защищающие детей от непристойных материалов в Интернете. Во-первых, Кодекс США запрещает использование вводящих в заблуждение доменных имен, слов или цифровых изображений в Интернете с намерением обмануть несовершеннолетнего в просмотре непристойных материалов (пункты 2252(B) и 2252(C) раздела 18). Умышленное использование компьютерных сервисов для демонстрации непристойности таким образом, чтобы сделать ее доступной для несовершеннолетних моложе 18 лет, является незаконным (раздел 47 Кодекса США, пункт 223(d) Закона о соблюдении пристойности в области связи от 1996 года). Также незаконно сознательно распространять коммерческие сообщения в сети Интернет, содержащие непристойные выражения и доступные любому несовершеннолетнему младше 17 лет (раздел 47 п. 231 Кодекса США, Закон о защите детей в Интернете 1998 года).

Были признаны неконституционными положения, касающиеся непристойных выражений, доступных несовершеннолетним в сети Интернет. Чтобы лишить несовершеннолетних доступа к непристойным выражениям, по мнению судей в деле Рено против Американского союза гражданских свобод, изначальный вариант Закона о соблюдении пристойности в области связи от 1996 года подавлял свободу слова для совершеннолетних. Позже этот закон был оставлен в силе без жестких ограничений в распространении порнографии, однако не оспаривалось право законодательно регулировать доступ граждан к порнографическим материалам.

По Уголовному кодексу Франции по ст. 227-24 изготовление, перевозка и распространение порнографии с использованием любого носителя сообщения порнографического характера наказываются только в тех случаях, когда это сообщение может увидеть или воспринять несовершеннолетний. За данное преступление предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 75,000 евро или лишения свободы до трех лет.

Кроме того, для операторов устанавливается обязанность по информированию пользователей о доступных им технических средствах, позволяющим ограничить доступ несовершеннолетних к определенным услугам для их защиты и, если им становится известно о контенте, вредном для несовершеннолетних, они обязаны удалить его, в противном случае следует уголовная ответственность.

Секстинг

Секстинг – это отправка обнаженных, сексуальных или иных откровенных изображений в электронном виде с помощью СМС, сообщений в Интернете, социальных сетей, форумов или электронной почты. Секстинг по согласию среди совершеннолетних не является уголовно-наказуемым в большинстве стран мира. Однако остро стоит вопрос регулирования секстинга среди подростков, поскольку несовершеннолетние могут не понимать последствий своих действий, а также такие действия не несут общественной опасности в случае, если разница в возрасте между двумя несовершеннолетними не является значительной.

В 2019 году Лансаротский комитет ‒ орган Совета Европы, который следит за применением Конвенции о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, указал на то, что секстинг со стороны несовершеннолетних не являются распространением детской порнографии, если материалы предназначены для пользованиями только несовершеннолетними.

В США существуют различные правовые подходы к решению вопроса регулирования секстинга. В некоторых штатах приняты законы, предусматривающие наказание специально для подростков или подростков, отправляющих такие фотографии (Пенсильвания, Техас и др.). Эти законы устанавливают, что секстинг является мелким правонарушением, наказание за которое намного менее строго, чем для совершеннолетних. В таких штатах секстинг влечет за собой штрафы, которые варьируются в зависимости от вида изображения сексуального характера и возраста правонарушителей, дополнительными видами наказания выступают программы реабилитации для подростков, обязательное прохождение индивидуальной и семейной психотерапии, конфискация устройства. В других штатах секстинг может считаться распространением детской порнографией и квалифицируется как уголовное преступление, влекущее строгие наказания, включая лишение свободы (Алабама, Калифорния и др.). При этом, в США действует система ювенальных судов, которые имеют более гибкую систему наказаний.

Также в некоторых штатах Австралии, например, в штате Виктория, существуют законы, которые исключают уголовное преследование за секстинг среди несовершеннолетних. Уголовная ответственность не предусмотрена за создание и хранение собственных фотографий несовершеннолетними, в том числе совместные фотографии, если разница в возрасте несовершеннолетними не превышает 2 лет.

Регулирование порнографии в специфических сферах

Верховный суд США в деле США против Американской библиотечной ассоциации постановил, что Конгресс Соединенных Штатов имеет право требовать от государственных школ и библиотек, получающих поддержку по Программе поддержки универсального обслуживания школ и библиотек (E-Rate), устанавливать программное обеспечение фильтрации контента, доступного в школах и библиотеках на основании Закона о защите детей в сети Интернет.

Введение требования обязательной верификации возраста

Парламент Франции в 2020 году принял Закон о борьбе с домашним насилием от 9 июня 2020 г., который включает положения, обязывающие порнографические веб-сайты устанавливать механизмы ограничения доступа несовершеннолетних к порнографическому контенту. Регулятор в сфере цифровых медиа (CSA) имеет полномочия по контролю за соблюдением требования, а также установления санкций за несоблюдение требования. Регулятор имеет право обратиться к владельцам выявленных Интернет-ресурсов с требованием принятия мер по ограничению доступа несовершеннолетних к порнографическим материалам, при непринятии мер по истечении 15 дней регулятор уполномочен обратиться в суд в порядке упрощенного производства для блокировки ресурса, а также для прекращения выдачи ссылок на такой ресурс в поисковой системе. В 2021 году регулятор официально обратился к нескольким порнографическим Интернет-сайтам с предупреждением о скорой блокировке при не введении системы верификации возраста. Регулятор также подчеркнул, что простое проставление галочки напротив чек-бокса с текстом «Мне есть 18» или введение возраста не является выполнением требования верификации возраста. В пояснительной записке к закону указывается, что для верификации возраста предлагается рассмотреть варианты использования государственной системы идентификации и аутентификации пользователей FranceConnect или верификацию с помощью банковской карты. Также в пояснительной записке подчеркивается, что несмотря на то, что во Франции установлена уголовная ответственность за распространение порнографических материалов среди несовершеннолетних в виде штрафа или лишения свободы, зачастую ее применение затруднительно, поскольку владельцы порнографических сайтов могут быть зарегистрированы за границей, поэтому необходимо установление обязанностей по ограничению доступа с возможностью блокировки невыполняющих данное требование ресурсов.

В Великобритании частью 3 Закона о цифровой экономике от 2017 года на поставщиков порнографии в сети Интернет формально наложено обязательство устанавливать строгую возрастную проверку при посещении таких Интернет-сайтов. Требование верификации возраста предлагалось распространить как на компании, ведущие деятельность на территории Великобритании, так и на те, которые не зарегистрированы в стране. Правительство Великобритании намеревалось назначить Британский совет по классификации фильмов в качестве регулятора в сфере за соблюдением требования наличия возрастной проверки на Интернет-сайтах. При несоблюдении этого требования провайдеры порнографии в сети Интернет могли бы быть лишены возможности получить оплату за использование сервиса или же будут заблокированы на территории Великобритании. В этих целях регулятору предлагалось дать полномочия для взаимодействия с платежными системами и иными вспомогательными сервисами, а также операторами связи. Также провайдеры порнографии могли бы быть оштрафованы регулятором в размере 250,000 фунтов стерлингов (примерно 26,000,000 рублей) или 5% размера годового оборота компании.

Однако вступление требования верификации возраста на Интернет-сайтах откладывалось в течение нескольких лет. А в 2019 году Правительство, наделенное полномочиями по исполнению этой 3 части указанного закона, приняло решение о неисполнении этих полномочий в представленном в Законе виде и заявило, что по-прежнему хочет защитить детей от вреда в сети Интернет с помощью альтернативных решений. Во многом данные изменения в политике Правительства относительно регулирования доступа детей к обычной порнографии касались опасений в сфере защиты персональных данных, так как при возрастной проверки предлагалось использовать данные кредитных карт, паспортные данные или иные данные, утечка которых может нанести большой ущерб субъектам таких персональных данных. В мае 2021 года Правительство опубликовало Законопроект «О безопасности в интернете», которым предложено отменить Закон о цифровой экономике в части регулирования онлайн-порнографии. Также в мае 2021 года было предложено урегулировать вопросы защиты детей от просмотра порнографии в рамках обсуждений Законопроекта «О вреде онлайн», которым регулируется контент в информационных ресурсах в сети Интернет.

В Австралийском Союзе в 2020 году Постоянный комитет Парламента Австралии по социальной политике и правовым вопросам выпустил рекомендации для Интернет-сайтов, содержащих порнографию, по введению верификации возраста, прежде чем потенциальные потребители смогут получить доступ к порнографии в сети Интернет. Комитет указывает на то, что эффективная модель верификации возраста выражается в том, что система проверки должна отвечать следующим признакам:

  1. Конфиденциальность и безопасность, которая выражается в том, что хранение любых персональных данных должно быть сведено к минимуму или исключено, владельцы порнографических сайтов не должны получать идентификационные данные, а только данные о возрасте.
  2. Точность и эффективность.
  3. Баланс интересов между пользователями и представителями бизнеса.

Комитет в Отчете о возрастной верификации указывает на то, что необходимо найти надежные технические средства для установления стандартов для проверки возраста на порнографических сайтах. Также комитет рекомендовал Агентству цифровой трансформации Австралии расширить свою программу цифровой идентификации GovPass, в рамках которой разработан проект по созданию надежной регуляторной основы управления цифровой идентификации (Trusted Digital Identity Framework), включив в нее возможность проверки возраста потенциальных потребителей контента на порнографических сайтах с помощью Системы цифровой идентификации в добровольном порядке.

Орган исполнительной власти Новой Зеландии, Кабинет Новой Зеландии разрабатывает свой проект по внедрению регулярных механизмов управления цифровой идентификацией (Digital Identity Trust Framework), в которую предлагается внести механизмы для верификации возраста на порнографических сайтах.

В целом, в Австралии и Новой Зеландии посредством этих проектов предлагается предусмотреть возможность верификации возраста потенциальных потребителей порнографии на порнографических сайтах с помощью этих государственных систем. Важно учесть, что для посещения соответствующих сайтов должен существовать механизм, который позволить не идентифицировать пользователя как пользователя порнографического сайта, а только верифицировать его возраст для доступа. Просмотр порнографии совершеннолетними является достаточно чувствительной сферой жизни людей, поэтому указывается важность безопасности данных в системах верификации возраста, принципа минимизации персональных данных, а также хранения данных только до достижения конкретной цели обработки, которая ограничивается проверкой возраста при посещении сайта.

Установление фильтрации контента по умолчанию

Комиссия по реформе законодательства Южно-Африканской Республики в 2019 году опубликовала Проект на обсуждение: Преступления на сексуальной основе: порнография и дети, касающийся доступа детей к порнографическим материалам. В этом документе прежде всего предложено ввести требование блокирования всего порнографического контента по умолчанию. При этом, совершеннолетние смогут запрашивать доступ к порнографическим материалам, а за обход такой блокировки предлагалось ввести уголовную ответственность. Обязательства по выполнению таких требований должны выполнять операторы связи или производители устройства, проектом предусматривается введение уголовной ответственности, которая последует при невыполнении этих обязательств. Ассоциация Интернет-провайдеров раскритиковала проект в части невыполнимости требования технически, а также участники указали на то, что обычная порнография не является незаконной в Южно-Африканской Республике и, следовательно, ее блокировка по умолчанию не допустима и вопрос по доступу детей к порнографическим сайтам должен решаться на другом уровне (например, с помощью механизмов родительского контроля). На настоящий момент, не имеется сведений о том, продолжается ли обсуждение данного предложения.

Механизмы, используемые частными компаниями и некоммерческими объединениями

Родительский контроль

Родительский контроль возможен на разных уровнях. Можно настраивать родительский контроль на уровне конкретных устройств. Например, есть возможность установки родительского контроля для продукции Apple, Android, Windows для различных технических устройств (смартфонов, компьютеров, планшетов и проч.).

Существуют компании, которые профессионально занимаются разработкой программ фильтрации на уровне пользователей для любых устройств, на которых установлена соответствующая система. Можно привести следующие примеры. Kaspersky Safe Kids является многофункциональной системой родительского контроля для компьютеров и мобильных телефонов, которая не накладывает ограничений на количество отслеживаемых устройств. Net Nanny – компания, которая разрабатывает программу с разнообразными средствами фильтрации на разных уровнях, а также функциями блокировки приложений и временных ограничений доступа. Продукцию таких компаний могут приобрести как конечные пользователи, так и операторы связи.

Также у конечных пользователей есть возможность установки родительского контроля посредством покупки услуги у оператора связи. В России подобные услуги представляют, например, Мегафон, МТС, Tele2.

Государственные органы и должностные лица в странах мира обращают внимание на возможности использования инструментов родительского контроля в целях ограничения доступа несовершеннолетних к порнографическому контенту. Во Франции в 2020 году до принятия поправок к Закону о борьбе с домашним насилием от 9 июня 2020 года об установлении обязательного использования возрастной верификации был создан Протокол об обязательствах по предотвращению контакта несовершеннолетних с порнографическим контентом в сети Интернет. Протокол был разработан Высшим аудиовизуальным советом (CSA) – регулятором телевидения и радиовещания, и регулятором в сфере телекоммуникаций (Arcep, ныне упразднен). Выполнение обязательств обеспечивалось Комитетом по мониторингу выполнения обязательств по протоколу «Защита несовершеннолетних от онлайн-порнографии». Государственные органы, операторы связи, поисковые системы, крупные производители контента, различные ассоциации в ИТ-сфере и крупные ИТ-компании, взяли на себя обязательства уменьшить подверженность несовершеннолетних порнографическому контенту, в частности, поощряя использование инструментов родительского контроля. Среди компаний, производящих порнографический контент, компания Marc Dorcel подписала этот Протокол.

В Великобритании 2015 году бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон официально высказался о намерении введения требования фильтрации контента, как при родительском контроле, по умолчанию, если Интернет-провайдеры не примут меры по введению механизмов по ограничению доступа. Тогда один из крупнейших Интернет-провайдеров в Великобритании Sky ввел в действие свой фильтр Shield («Щит») в отношении материалов порнографического характера для всех пользователей по умолчанию. Для отключения фильтра при использовании услуг Sky требуется отдельная заявка клиента.

Иные механизмы, вводимые частными компаниями

Несмотря на отсутствие законодательного требования обязательной верификации возраста на Интернет-сайтах в России, сайт PornHub для ограничения доступа несовершеннолетних к порнографическим материалам предлагает пользователям подтвердить совершеннолетие с помощью аккаунта в социальной сети «ВКонтакте». Социальная сеть специально ввела поле для проверки совершеннолетия на сайте PornHub, которая не позволяет зайти пользователям до 18 лет, при этом, если данные о возрасте на странице скрыты, пользователь не может войти на сайт PornHub.

Более того, Pornhub по запросу регулятора в сфере медиа Франции опубликовал список потенциальных механизмов верификации возраста на Интернет-сайте, которые включают в себя:

  1. Фотоизображение лица (селфи) с документом, на котором виден возрастной идентификатор;
  2. Идентификация с помощью государственной системы FranceConnect;
  3. Показ паспорта на веб-камеру компьютера в реальном времени;
  4. Верификационный платеж с помощью банковской карты;
  5. Код СМС на мобильный телефон;
  6. Предоставление Интернет-провайдером особого логина для посещения порнографических сайтов;
  7. Подтверждение возраста лично при покупке/получении специального документа, который дает код, разрешающий доступ к веб-сайту в табачных магазинах/иных местах.

В Великобритании был создан Совет Великобритании по безопасности детей в Интернете, в котором участвует более 200 организаций, в том числе правительственные ведомства, правоохранительные органы, научные круги, частные компании и другие, для сотрудничества в разработке стратегий обеспечения безопасности детей в сети Интернет. Совет занимается исследованиями безопасности в сети Интернет, проводит собственные консультации и публикует собственные разъяснения, обязательные для участников Совета. В 2016 году вышли Практические разъяснения для владельцев социальных сетей и иных интерактивных сервисов «Онлайн безопасность для детей». В разъяснениях среди прочих рекомендаций указываются: установка фильтрации (родительского контроля), верификация возраста, возможность установления средств для быстрого реагирования для удаления незаконно размещенного контента.

На настоящий момент, в Великобритании существует система добровольной сертификации возрастной верификации. Например, Программа сертификации проверки возраста – это независимая компания, которая проводит независимую сертификацию поставщиков товаров, контента или услуг с ограничениями по возрасту на предмет соответствия различным государственным стандартам, среди которых присутствуют стандарты по безопасности персональных данных, стандарты в сфере технологий оценки возраста и другие.

Заключение. Возможность применения опыта государств и межгосударственных объединений в российском законодательстве

Проведенный анализ правового регулирования материалов порнографического характера в странах мира выявил, что существует единообразный подход к регулированию детской порнографии, а также к материалам, которые направлены на сексуальное возбуждение и, при этом, носят явно оскорбительный сексуальный характер, в форме прямого запрета, нарушение которого влечет уголовную ответственность. Нарушениями в большинстве стран мира признаются изготовление, приобретение, распространение, публичная демонстрация или рекламирование такой порнографии, также в некоторых странах запрещены простые хранение и передача этих материалов. Существуют правовые системы, в которых из-за культурных и исторических причин распространение любых материалов сексуального характера запрещено и влечет уголовное преследование (Иран, Китай, Индонезия).

Во многих странах (США, Норвегия) законодательно урегулирована только запрещенная порнография. Однако в настоящий момент многие страны миры вводят или предлагают ввести механизмы регулирования распространения и иных действий с обычной порнографией (Франция, Австралия).

Представляется возможным рассмотреть вопрос о разделении порнографии на «не запрещенную законом» и «незаконную». Незаконная порнография может включать детскую порнографию в соответствии с существующим законодательным определением или явно сексуально оскорбительную порнографию. При этом, незаконные порнографические материалы и предметы с участием совершеннолетних могут быть определены как материалы и предметы, представленные на любых носителях информации, содержащие информацию, представляемую в виде натуралистических изображений или описаний половых органов человека и/или полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, и отвечающая одновременно следующим критериям:

  1. Направлены на возбуждение сексуальных чувств;
  2. Отсутствует литературная, художественная или научная ценность, и
  3. Имеют явно оскорбительный сексуальный характер, который может выражаться в изображении или описании угрожающих жизни человека действий, или действий, которые приводит или могут привести к серьезным травмам, принуждение и оскорбление чести и достоинства, некрофилию, зоофилию, изнасилование или иные действия сексуального характера без согласия.

Не запрещенная законом порнография может быть определена как материалы на любых носителях, представляемые в виде натуралистических изображений или описаний половых органов совершеннолетнего человека и/или полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера с участием совершеннолетних людей с их согласия, не отвечающие критериям незаконной порнографии.

С точки зрения введения регулирования не запрещенной законом порнографии интересна тенденция, наметившаяся в странах ЕС, Великобритании и Австралии, а именно попытки установления обязательного требования верификации возраста на порнографических сайтах.

Существуют различные варианты модели введения требования возрастной верификации. Стоит обратить внимание на следующие:

  1. Введение обязательства установления верификации возраста для порнографических сайтов с жесткими требованиями к такой верификации. При этом, уполномоченному регулятору следует разработать критерии, в соответствии с которыми можно определить, является ли механизм верификации возраста соответствующим законодательству, в том числе законодательству о защите персональных данных. При такой модели сайты должны сами создать соответствующий критериям механизм и/или выбрать один из предложенных Правительством/регулятором механизм.
  2. Введение обязательства установления верификации возраста с помощью использования государственной системы идентификации граждан для получения доступа к порнографическим сайтам. Обработка данных о посещениях порнографических сайтов конкретными пользователями, а также иных персональных данных, должна быть строго ограничена целью верификации возраста.

Помимо верификации возраста были рассмотрены следующие регуляторные механизмы:

  1. Требование к операторам связи по обязательному установлению средств фильтрации контента для использования в особо важных сферах, например, в школах и детских садах (США).
  2. Требование к операторам связи установления фильтрации порнографического контента по умолчанию с возможностью для совершеннолетних граждан подключения функции просмотра не запрещенной законом порнографии (ЮАР).

Интересен опыт отдельных штатов Австралии и США, где отдельно регулируется секстинг среди несовершеннолетних – отправка обнаженных, сексуальных или иных откровенных изображений в электронном виде. Поскольку при строгом толковании законов секстинг среди несовершеннолетних является передачей детской порнографии, законодатели стран мира обеспокоены тем, что несовершеннолетние могут будет осуждены при непонимании последствий своих действий, а также при отсутствии общественной опасности, если секстинг происходит среду несовершеннолетних с небольшой разницей в возрасте. В Австралии в штате Виктория законодатель исключил секстинг из сферы уголовного преследования. В США в некоторых штатах секстинг квалифицируется как мелкое правонарушение, которое за собой штрафыи дополнительные виды наказания, такие как программы реабилитации для подростков, обязательное прохождение индивидуальной и семейной психотерапии и конфискация устройства.

Представляется возможным рассмотреть вопрос о введении специальных законодательных положений с целью защиты детей, в соответствии с которыми секстинг будет являться мелким административным нарушением.