Подходы и методы регулирования программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя и получить доступ к запрещенным ресурсам в сети Интернет

Время на прочтение: 16 мин

Научно-техническим центром ФГУП «ГРЧЦ» было проведено исследование подходов и методов государств мира в части регулирования деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен.

В процессе исследования было выявлено, что в подавляющем большинстве государств и межгосударственных объединений мира программно-аппаратные средства, позволяющие предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, разрешены.

Перечень государств мира, где в отношении вышеуказанных программно-аппаратных средств вводились ограниченияКорейская Народно-Демократическая Республика не была включена в перечень из-за технических особенностей функционирования внутренней сети «Кванмён», в контексте которых опыт по ограничению VPN, proxy и TOR не применим в Российской Федерации:

— Китайская Народная Республика;

— Исламская Республика Иран;

— Республика Ирак;

— Султанат Оман;

— Республика Беларусь;

— Республика Уганда;

— Объединенные Арабские Эмираты;

— Боливарианская Республика Венесуэла;

— Турецкая Республика;

— Российская Федерация.

В отношении каждого из приведенных государств были проанализированы основания для ограничений на их территории деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, а также изложены конкретные программно-аппаратные средства, на которые налагались ограничения или запреты.

Совокупностью указанных мероприятий представлен институциональный подход государств мира к регулированию деятельности указанных программно-аппаратных средств.

При этом учитывая то обстоятельство, что в тех странах, где указанные программно-аппаратные средства запрещены, часть пользователей так или иначе предпринимает попытки использования программно-аппаратных средств анонимизиации или обхода блокировок, необходимо учитывать инструментальный подход государств к регулированию данных программно-аппаратных средств.

В части инструментального подхода был представлен пример обязательной процедуры подтверждения в Китайской Народной Республике реального имени игроков в онлайн-видеоиграх. Эта эффективная мера позволяет бороться с анонимностью в популярной на территории КНР индустрии видеоигр.

Кроме этого, был проведен анализ функционирования системы «Золотой щит», он же «Великий китайский фаервол» — китайская система фильтрации интернет-контента.

Задачей «Золотого щита» является блокирование доступа пользователей из материкового Китая к некоторым интернет-ресурсам, расположенным на серверах за пределами страны. Список запрещенных ресурсов формируется органами власти Китая и в него входят многие сайты, в том числе сайты политической направленности, ведущие мировые социальные сервисы, неподконтрольные органам власти Китая, так как там возможно размещение противоправного контента.

В качестве препятствий при реализации инструментальных методов представлен пример роста популярности VPN-сервисов среди населения Саудовской Аравии, спровоцированный функционированием инфраструктуры обеспечения мониторинга и ограничения использования сети Интернет со стороны органов власти.

Кроме этого, были приведены положения из законодательного опыта Республики Беларусь по ограничению программных приложений, позволяющих пользователям получить доступ к запрещенному контенту. Учитывая близость правовых систем Российской Федерации и Республики Беларусь, опыт органов власти Республики Беларусь может быть рассмотрен к применению в отечественном законодательстве.

Проанализирован опыт Украины в части контроля пользователей запрещенной на территории государства социальной сети «ВКонтакте». Совет национальной безопасности и обороны Украины 25 сентября 2020 года сообщил о намерении поставить на учет в правоохранительных органах всех граждан Украины, которые пользуются запрещенной на территории Украины российской социальной сетью «ВКонтакте». В настоящий момент данные о реализации указанных положений отсутствуют, однако сама инициатива заслуживает внимания.

В заключении исследования было констатировано, что Российская Федерация выступает в качестве одного из немногих государств мира, применивших институциональный подход к регулированию деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен. В то же время систематические блокировки таких программно-аппаратных средств, как VPN, proxy и TOR, в Российской Федерации не осуществлялись.

Оглавление

Введение

Институциональный подход к регулированию: Правовой статус VPN, proxy и TOR в странах мира

Инструментальный подход к регулированию: Борьба с анонимностью в сети Интернет и регулирование деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователей

Инструментальный подход к регулированю. Использование программно-аппаратных средств, позволяющих получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен

Китайская система фильтрации сети Интернет «Золотой щит»

Блокировка сети Интернет в Индии и уголовное преследование за использование гражданами VPN-сервисов

Мероприятия органов власти Ирана по блокированию программных приложений, используемых в целях обхода ограничений

Рост популярности VPN-сервисов среди населения Саудовской Аравии

Использование VPN-сервисов в Таиланде для получения доступа к заблокированным сайтам

Законодательный опыт Республики Беларусь по ограничению программных приложений, позволяющих пользователям получить доступ к запрещенному контенту

Удаление VPN-приложения WireGuard из магазина Google Play

Действия украинских властей в отношении Пользователей «ВКонтакте»

Заключение. Возможность применения опыта государств и межгосударственных объединений в Российской Федерации

Введение

Проникновение информационных технологий и сети Интернет во все сферы жизни общества поднимает на новый уровень вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты передаваемой и обрабатываемой в сети Интернет информации.

Закономерным следствием этого является процесс регулирования деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен.

В процессе исследования были выделены 2 подхода государств мира по регулированию деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к запрещенным информационным ресурсам: институциональный и инструментальный.

При этом в институциональном подходе были отражены организационно-правовые инициативы государств по регулированию программно-аппаратных средств, а в инструментальном подходе – опыт их применения, в том числе неудачный, когда пользователи путем обхода блокировок получали доступ к запрещенным ресурсам. Данная позиция в том числе подтверждена тем, что в подавляющем большинстве государств мира использование вышеуказанных сервисов разрешено, а в тех странах, где они запрещены, часть пользователей так или иначе предпринимает попытки использования программно-аппаратных средств анонимизиации или обхода блокировок.

Институциональный подход к регулированию: Правовой статус VPN, proxy и TOR в странах мира

В качестве наиболее популярных программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, выступают VPN-сервисы, proxy и TOR.

VPN (Virtual Private Network) – обобщенное название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети, с шифрованием каналов передачи данных.

Прокси-сервер (proxy) – служба в компьютерных сетях, позволяющая клиентам выполнять косвенные запросы к другим сетевым службам.

TOR (The Onion Router) – свободное программное обеспечение с открытым исходным кодом, предназначенное для установки защищенных анонимных сетевых соединений. TOR шифрует трафик между хостами (узлами, от англ. “host”) и перенаправляет его внутрь всемирной оверлейной сети, состоящей из более чем 6200 узлов и поддерживаемой добровольными участниками. Тем самым информация о хостах, такая как адрес, местоположение и трафик, скрывается от возможных сторонних наблюдателей.

В подавляющем большинстве государств и межгосударственных объединений мира программно-аппаратные средства, позволяющие предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, разрешены и с законодательной точки зрения урегулированы исключительно в контексте гражданских правоотношений. В частности, TOR, как свободное программное обеспечение с открытым исходным кодом, может быть использовано любыми лицами при соблюдении условий соответствующей открытой лицензии.

При этом в качестве стран мира, где в отношении вышеуказанных программно-аппаратных средств введены законодательные ограничения, представлены: Китайская Народная Республика, Исламская Республика Иран, Республика Ирак, Султанат Оман, Республика Беларусь, Республика Уганда, Объединенные Арабские Эмираты, Боливарианская Республика Венесуэла, Турецкая Республика, Российская ФедерацияКорейская Народно-Демократическая Республика не была включена в перечень из-за технических особенностей функционирования внутренней сети «Кванмён», в контексте которых опыт по ограничению VPN, proxy и TOR не применим в Российской Федерации. .

Перечень и характеристика институционального подхода стран мира, в которых введены ограничения по использованию программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, представлены в таблице 1 и отображены на рисунке 1.

Страна:

Китайская Народная Республика

Запрещено использование VPN, proxy и TOR

Блокировка осуществляется в рамках функционирования проекта «Золотой щит».

Основание:

Распоряжение Правительства Китая от 11.07.2017 в отношении трех крупнейших операторов связи China Mobile, China Unicom и China Telecom.

Страна:

Исламская Республика Иран

Запрещено использование VPN и TOR

С 2013 года в Иране запрещено использование VPN, при помощи которого многие граждане обходили интернет-запреты, и браузер Tor. Решение было принято органами власти Ирана и не сопровождалось внесением изменений в законодательство.

Основание:

Распорядительный нормативный правовой акт в публичном доступе отсутствует.

Страна:

Республика Ирак

Запрещено использование VPN

C 2014 года в Ираке операторам связи запрещено осуществлять доступ пользователей к программно-аппаратным средствам типа Virtual Private Networks (VPN).

Основание:

Приказ Министерства коммуникаций Ирака от 15.06.2014 № 5214.

Страна:

Султанат Оман

Запрещено использование VPN

С 2010 года в Омане физическим лицам запрещено использовать VPN-сервисы. Нарушение требований законодательства карается штрафом, при этом юридические лица могут подать заявку на разрешение на использование одобренной правительством Омана сети VPN.

Основание:

Закон от 28 августа 2010 года.

Страна:

Республика Беларусь

Запрещено использование VPN, proxy и TOR

Установлен порядок ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в сети Интернет, включающим в себя программно-аппаратных средства, позволяющие предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен.

Основание:

Положение о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, утвержденное Постановлением оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь и Министерством связи и информатизации Республики Беларусь от 19 февраля 2015 г. № 6/8.

Страна:

Республика Уганда

Разрешено использование VPN, proxy и TOR, но предпринимались попытки по блокировке VPN

Органы власти Уганды в 2018 году предпринимали попытки блокировки VPN-сервисов в целях недопущения развития протеста граждан в ответ на изменения налогового законодательства. В скором времени работа VPN-сервисов была восстановлена.

Основание:

Распорядительный нормативный правовой акт в публичном доступе отсутствует.

Страна:

Объединенные Арабские Эмираты

Разрешено использование VPN, proxy и TOR, но существует уголовная ответственность за использование VPN в преступных целях

Использование VPN-сервисов для «совершения преступления или предотвращения его раскрытия» карается лишением свободы и штрафом в размере до 2 миллионов дирхамов (около 540,000 долларов США или 40,000,000 рублей).

Основание:

Уголовный кодекс ОАЭ.

Страна:

Боливарианская Республика Венесуэла

Разрешено использование VPN, proxy и TOR, но предпринимались попытки по блокировке VPN и TOR

В 2018 году органы власти Венесулы предпринимали попытки блокировки VPN-сервисов и некоторых TOR-браузеров. В скором времени работа VPN-сервисов и TOR-браузеров была восстановлена.

Основание:

Распорядительный нормативный правовой акт в публичном доступе отсутствует.

Страна:

Турецкая Республика

Разрешено использование VPN, proxy и TOR, но предпринимались попытки по блокировке VPN

В 2016 году органы власти Турции предпринимали попытки блокировки VPN-сервисов путем рассылки писем операторам связи. В настоящий момент VPN-сервисы в государстве функционируют.

Основание:

Распорядительный нормативный правовой акт в публичном доступе отсутствует.

Страна:

Российская Федерация

Использование VPN, proxy и TOR запрещено в случае получения при помощи указанных программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации

Владельцам информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов (сайт в сети «Интернет» и (или) страница сайта в сети «Интернет», информационная система, программа для электронных вычислительных машин), посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещается предоставлять возможность использования на территории Российской Федерации принадлежащих им информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов для получения доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Основание:

Статья 15.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Таб. 1«Страны мира, в которых введены ограничения по использованию программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен»

Рис. 1 «Страны мира, в которых введены ограничения по использованию программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен»

Инструментальный подход к регулированию: Борьба с анонимностью в сети Интернет и регулирование деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователей

Проверка достоверности принадлежности аккаунта его владельцу, как и проверка возраста владельца аккаунта реализуема, путем подтверждения их личности, то есть посредством предоставления онлайн-сервисам определенных документов.

Такой способ подтверждения профиля пользователя в целях идентификации его личности активно и успешно применяется в различных странах и регионах мира, например, в Китае и Франции, что говорит о формировании определенной тенденции в этом направлении.

В Китае с сентября 2020 года была введена обязательная процедура подтверждения личности игроков в онлайн-видеоиграх.

Данная мера была реализована для ограничения времени, которое несовершеннолетние граждане Китая (возраст совершеннолетия – 18 лет) проводят за онлайн-видеоиграми. Идея осуществлена в рамках реализации Правил по борьбе с зависимостью несовершеннолетних граждан Китая от видеоигр, опубликованных 5 ноября 2019 года Государственным управлением печати и массовых коммуникаций КНР (SAPP).

При этом следует отметить, что на сегодняшний день некоторые крупные компании-производители видеоигр в Китае самостоятельно ввели системы обязательного подтверждения личности в своих видеоиграх, в частности, компании Tencent и NetEase.

Помимо Китая, интересны законодательные новеллы для реализации подтверждения личности пользователей сети Интернет во Франции. В июле 2020 года были внесены изменения в законодательство страны о борьбе с домашним насилием, предусматривающие появление системы проверки возраста посетителей порнографических сайтов.

Суть внесенных поправок – требование от порнографических сайтов обеспечить проверку возраста посетителей. При этом выбор механизмов проверки возраста посетителей оставлен на усмотрение владельцев сайтов – они вправе применять для ограничения доступа по возрасту любые технологические решения самостоятельно.

Вносимые в законодательство изменения указывают на проблему подтверждения профиля пользователей при их аутентификации. В Европейском парламенте Европейского союза неоднократно высказывались мнения о необходимости внедрить систему цифровой идентификации в масштабах ЕС, которая позволит пользователям не использовать идентификационную экосистему Google и Facebook.

Приведенные примеры свидетельствуют об актуальности вопроса регулирования деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен. Потребности Российской Федерации по защите своих граждан в сети Интернет не только соответствуют указанной тенденции, но также имеют все предпосылки для их реализации.

Инструментальный подход к регулированю. Использование программно-аппаратных средств, позволяющих получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен

Китайская система фильтрации сети Интернет «Золотой щит»

В КНР внедрена система «Золотой щит», он же «Великий китайский фаервол» – это система фильтрации интернет-контента, разработка которой началась в 1998 году, а официальный запуск состоялся в 2004 году.

Задачей «Золотого щита» является блокирование доступа пользователей из материкового Китая к некоторым интернет-ресурсам, расположенным на серверах за пределами страны. Список запрещенных ресурсов формируется САС, и в него входят как сайты политической направленности, ведущие мировые социальные сервисы, неподконтрольные пекинским властям, так как там возможно размещение противоправного контента.

Доступ к некоторым сайтам ограничен частично. Так, китайским пользователям доступен сайт Википедии, однако отсутствует доступ к статьям, затрагивающим вопросы китайской политики. Аналогичная ситуация наблюдалась с поисковиком Google, функции которого были доступны лишь частично, до того, как компания приняла решение прекратить свою работу в материковом Китае.

Технологически «Золотой щит» предусматривает следующие методы фильтрации:

Блокировка IP-адресов;

Фильтрация DNS-запросов и их переадресация;

Блокировка интернет-адресов (URL);

Фильтрация на этапе пересылки пакетов;

Блокировка соединений, осуществляемых через VPN.

Таким образом, «Золотой щит» сочетает в себе практически все возможные на сегодняшний день технические методы фильтрации, используя их выборочно по отношению к тем или иным ресурсам.

На все поисковые системы, работающие в китайском сегменте сети Интернет, распространяются правила фильтрации поисковой выдачи по ряду ключевых запросов.

Можно разделить все заблокированные ключевые фразы на две группы: постоянные и временные. Постоянная блокировка касается наиболее чувствительных тем, связанных с критикой КПК и вопросам прав человека.

Примеры постоянно заблокированных ключевых слов: «демократия», «права человека», «диктатура», «митинг», «красный террор», «репрессии», «независимость Тибета» и др. Также в списке заблокированных поисковых запросов большинство имен китайских диссидентов и лидеров запрещенного религиозного культа Фалуньгун.

Временной блокировке подвергаются слова и фразы, связанные с ограниченными во времени кризисными ситуациями, вне зависимости от их характера. Речь может идти о политических выступлениях, экологических бедствиях или коррупционных скандалах. В этом случае блокировка предназначена снизить потенциальную «вирусность» темы и градус ее обсуждения в блогосфере. Такая блокировка может действовать несколько дней, недель или месяцев.

Блокировка сети Интернет в Индии и уголовное преследование за использование гражданами VPN-сервисов

04.08.2019 в Кашмирской долине и некоторых районах Джамму и Ладакха перестали функционировать сети сотовой связи, интернет-услуги и стационарные телефоны. Никаких официальных распоряжений, на основании которых такие действия были предприняты, населению этих регионов представлено не было. Действия Правительства Индии сделали для журналистов невозможным поиск новостей, репортерскую работу, публикацию и распространение интернет-изданий, а также распространение информации в целом, привели к заморозке интернет-порталов и новостных сайтов.

24.01.2020 в Джамму и Кашмире заработал мобильный интернет, однако, в формате 2G. Доступ был открыт только к сайтам из одобренного властями Индии списка; доступ к социальным сетям в Кашмире по-прежнему отсутствует.

Позднее 18.02.2020 года Отдел по борьбе с киберпреступностью полиции Кашмира начал расследование в отношении пользователей, обходящих запрет на использование социальных сетей при помощи VPN-сервисов. Несмотря на запрет VPN, заблокировать их работу у компетентных органов Индии не получилось. Основным ограничителем доступа к сети Интернет в настоящее время остается низкая скорость сети Интернет.

Мероприятия органов власти Ирана по блокированию программных приложений, используемых в целях обхода ограничений

С 2013 года в Иране официально запрещено использование VPN, при помощи которого многие иранцы долгое время обходили интернет-запреты, и браузер Tor.

Коммерческие интернет-провайдеры Ирана, также фактически регулируются государством и контролируются TCI. Маршрутизация интернет-трафика через прокси-серверы дает возможность отслеживать и регистрировать практически весь незашифрованный веб-трафик, включая электронную почту, обмен мгновенными сообщениями и историю просмотра веб-страниц. Архитектура сети Интернет Ирана особенно способствует повсеместному слежению, поскольку весь трафик интернет-провайдеров, обслуживающих домашние хозяйства, проходит через контролируемую государством телекоммуникационную инфраструктуру TCI. Качество проводного сегмента сети Интернет в Иране на порядок уступает возможностям мобильного, поэтому в большинстве случаев люди выходят в сеть Интернет не с компьютеров, а со смартфонов, что также послужило основой для популярности Telegram и Instagram.

Для Telegram Иран – первая страна по числу пользователей: 40 млн, или почти все, кто регулярно пользуется интернетом. Что касается Instagram, в нем зарегистрировано 24 млн иранцев, то есть около 30% населения. По количеству пользователей этой социальной сети Иран занимает седьмое место в мире, сразу за Россией (данные исследования приведены на январь 2019 года, то есть уже после блокировки Instagram на территории Ирана).

Данные факты свидетельствуют о том, что практика цензурирования сети Интернет в Иране привела к быстрому росту интернет-грамотности населения, в частности к умению пользоваться VPN-сервисами. Самым популярным VPN-сервисом в Иране является сервис Psiphon, которым каждый час пользуется 2,2 млн человек.

Поскольку органы власти Ирана блокируют доступ своих граждан к порнографическим сайтам (в том числе к сайтам с детским порно), анонимайзерам, к сайтам гомосексуальной направленности, остро-политическим ресурсам, сайтам о правах женщин и многим другим интернет-ресурсам, умение граждан пользоваться VPN-сервисами выступает угрозой для блокировки противоправного контента на территории Ирана.

После блокировки Telegram 4 из 5 самых популярных запросов в поиске среди иранских пользователей были связны со способами обхода блокировок. Согласно исследованиям Тегеранского университета, после блокировки посещение персоязычных каналов в Telegram только в первые дни упало с 2,4 млрд заходов в день до 850 млн, но потом снова начало рост, а уже через три недели достигло 1,6 млрд.

В ответ органы власти попытались заблокировать сервисы, позволяющие обходить блокировки. В результате были выведены из строя многие ключевые элементы интернет-инфраструктуры: центры обработки данных, хостинги, облачные хранилища. Это привело к временному сбою в работе иранских коммерческих структур, сервисов и сайтов, поскольку заметно упала скорость соединения.

Рост популярности VPN-сервисов среди населения Саудовской Аравии

С 1994 года к сети Интернет в Саудовской Аравии имели официальный доступ только государственные, медицинские, образовательные и исследовательские учреждения. Тем не менее, жители Саудовской Аравии могли свободно покупать компьютеры и модемы, подключаться через коммутируемый доступ к иностранным интернет-провайдерам и запускать веб-сайты на иностранных серверах. Возможности подключения ограничивались только высокой стоимостью звонков.

В 1999 году началось масштабное подключение пользователей государства к сети Интернет. Это связано с длительной разработкой систем, обеспечивающих безопасность и соответствие контента религиозным нормам. Данные системы создавались в государственной научной организации «Город науки и технологий короля Абдул-Азиза (KACST)»По своему статусу аналогичен научно-исследовательскому институту в Российской Федерации. В то же время, ввиду особенностей организационно-правового устройства в Саудовской Аравии, на KACST возложены полномочия по управлению магистральными каналами сети Интернет. Все интернет-провайдеры, работавшие в Саудовской Аравии, должны были быть связаны с главным сервером в KACST, который имел единственный в стране выход в сеть Интернет.

Такая инфраструктура обеспечивает мониторинг и ограничение использования сети Интернет со стороны органов власти. Система контроля действует и в настоящее время, однако сегодня подданные Саудовской Аравии активно используют VPN. По данным аналитического сервиса Global Web Index за декабрь 2019 года 29% населения Саудовской Аравии использовали VPN для выхода в сеть Интернет.

Доступ в сеть Интернет по закону доступен только через уполномоченных государством поставщиков интернет-услуг. Правительство требует, чтобы Интернет-провайдеры следили за клиентами, а в интернет-кафе требуется устанавливать скрытые камеры и предоставлять документы, удостоверяющие личность клиентов. Также власти блокируют прокси-сайты. Весь зарубежный интернет-трафик проходит провайдеров через KACST и ее контент-фильтры. Контентный фильтр реализован на основе программного обеспечения Secure Computing.

В стране развернута активная пропаганда привлечения граждан к контролю контента в сети Интернет, подданные активно сообщают об «аморальных» (в основном сайтах для взрослых и порнографическом контенте) и «противоправных» сайтах с помощью веб-формы доступной на сайте правительства.

Блокируются сайты «аморального» содержания (порнографические, связанные с ЛГБТ-сообществом, посвященные азартным играм), а также сайты, критикующие королевскую семью и государственное устройство Саудовской Аравии.

Использование VPN-сервисов в Таиланде для получения доступа к заблокированным сайтам

2 ноября 2020 года Правительство Таиланда объявило о блокировке на территории государства более 190 онлайн-платформ с фильмами для взрослых, включая популярный в Таиланде сервис Pornhub. Министр цифровой экономики и развития общества Таиланда Путтипонг Пуннаканта (Puttipong Punnakanta) заявил, что блокировка указанных онлайн-платформ является частью комплекса мер по ограничению доступа к порнографическим сайтам в сети Интернет и сайтам с азартными играми, функционирование которых на территории государства запрещено в соответствии с положениями Закона о компьютерных преступлениях от 2007 года. С технической точки зрения блокировка интернет-ресурса представляет собой блокировку его URL-адреса.

Данное действие органов власти спровоцировало рост популярности на территории Таиланда средств для обхода блокировок в сети Интернет. По сообщению сервиса Top10VPN, среди интернет-аудитории Таиланда отмечен рост поисковых запросов о функционировании сервисов VPN (такие запросы осуществляются в среднем в 6 раз чаще обычного).

Интерес пользователей к обходу блокировок может быть вызван тем фактом, что Таиланд входит в число лидирующих государств по ежедневному объему пользовательского трафика к сервису Pornhub за 2019 год. По данным Pornhub, в 2019 году тайские пользователи провели на сайте больше времени, чем любые другие пользователи в мире: в среднем 11 минут 21 секунду в день в расчете на одного пользователя.

Блокировка порнографических ресурсов Министерством цифровой экономики и развития общества Таиланда была осуществлена через несколько дней после заявления заместителя премьер-министра Таиланда Правита Вонгсувана (Prawit Wongsuwan), в котором перед Министерством цифровой экономики и развития общества Таиланда была поставлена задача предотвратить распространение среди молодых граждан Таиланда информации, провоцирующей «совершение ими недостойных поступков».

Блокировка на территории Таиланда более 190 онлайн-платформ с фильмами для взрослых, включая сервис Pornhub, привела к отсутствию у большинства пользователей доступа к порнографическому контенту в сети Интернет, в связи с чем в Бангкоке прошла демонстрация активистов у здания Министерства цифровой экономики и развития общества Таиланда. Кроме этого, пользователями онлайн-платформы Twitter был запущен хештег #SavePornhub.

В то же время лидер правящей политической партии Таиланда Паланг Прачарат (Palang Pracharath Party) генерал-майор Патчасак Патирупанонт (Patchasak Patirupanont) заявил, что, в случае нарушения онлайн-платформами режима блокировок, в отношении злоумышленников будут предприняты соответствующие меры вплоть до уголовного преследования.

Законодательный опыт Республики Беларусь по ограничению программных приложений, позволяющих пользователям получить доступ к запрещенному контенту

Положение о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, утвержденное Постановлением оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь и Министерством связи и информатизации Республики Беларусь от 19 февраля 2015 г. № 6/8 устанавливает порядок ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в сети Интернет.

Государственная инспекция при выявлении интернет-ресурсов, средств обеспечения анонимности (прокси-серверы, анонимные сети типа Tor и другие), позволяющих пользователям интернет-услуг получать доступ к интернет-ресурсам, идентификаторы которых включены в список ограниченного доступа, добавляет в список ограниченного доступа идентификаторы этих интернет-ресурсов, и осуществляет их блокировку.

Удаление VPN-приложения WireGuard из магазина Google Play

Поскольку для магазинов App Store и Google Play Store существует набор требований, соблюдение которых обязательно для лиц, выступающих в качестве распространителей контента, основной причиной недопущения или исключения приложений выступает нарушение внутренних правил сервисов. Из актуальных примеров можно привести нарушение правил осуществления платежей, в связи с чем VPN-приложение WireGuard было удалено из каталога Google Play.

Действия украинских властей в отношении Пользователей «ВКонтакте»

Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее – СНБО) планирует учитывать граждан Украины, которые пользуются запрещенной на территории страны российской социальной сетью «ВКонтакте». Об этом сообщили секретарь СНБО Алексей Данилов и заместитель министра внутренних дел Сергей Гончаров на онлайн-конференции «Перспективы диджитализации страны и риски кибербезопасности» 25 сентября 2020 года.

До запрета сайт «Вконтакте» был третьим по популярности сайтом на Украине после Google и YouTube. Им пользовались 76,1% граждан Украины. В июне 2017 г. доля граждан Украины, которые ежедневно заходили в эту социальную сеть упала до 23,9%, а через год после запрета выросла до 29,3%. По данным коммуникационного агентства PlusOne, в декабре 2019 г. ежедневно на сайт социальной сети «ВКонтакте» заходили 22% граждан Украины.

В сентябре 2020 г. российская социальная сеть «ВКонтакте» на своей официальной странице для украинских пользователей сообщила, что разработчики улучшили работу прокси в мобильном приложении, благодаря чему социальную сеть можно пользоваться «без ограничений».

По словам заместителя секретаря СНБО Сергея Демедюка, активизация работы приложения имеет целью сбор данных граждан Украины и распространение дезинформации для воздействия на общественное мнение и манипулирование им.

В настоящий момент данные о реализации указанных положений отсутствуют, однако сама инициатива СНБО заслуживает внимания.

Заключение. Возможность применения опыта государств и межгосударственных объединений в Российской Федерации

Как показали результаты исследования, Российская Федерация является одним из немногих государств мира, предпринимающих попытки регулирования деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен.

Учитывая изложенное, в Российской Федерации имеется действующий организационно-правовой механизм противодействия распространению запрещенной законом информации посредством регулирования указанных программно-аппаратных средств.

Так, статьей 15.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлены меры, направленные на противодействие использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

В целях противодействия использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, для получения доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации Роскомнадзор:

1) осуществляет создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы, содержащей перечень информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в целях получения информации о программно-аппаратных средствах доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен;

3) на основании обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети «Интернет» программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен;

4) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 3 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, или о необходимости уведомления владельца программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, о необходимости размещения указанных данных на сайте в сети «Интернет» такого владельца.

Применение указанных положений в отношении анонимных сетей, таких как Darknet, затруднено крайне высокой сложностью или невозможностью установления владельца отдельных информационных ресурсов внутри сети, а также использованием идентификаторов внутренних информационных ресурсов информационно-телекоммуникационных сетей, которые не могут быть использованы вне таких сетей.

Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве одного из немногих государств мира, применивших институциональный подход к регулированию деятельности программно-аппаратных средств, позволяющих предотвратить идентификацию пользователя в сети Интернет, а также получить доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен. В то же время, систематические блокировки таких программно-аппаратных средств, как VPN, proxy и TOR, в Российской Федерации не осуществлялись, в связи с чем применение исследуемого опыта государств мира необходимо для потенциального учета в правоприменительной практике.