Королевство Испания

Время на прочтение: 16 мин

Государство классической европейской (континентальной) модели регулирования интернет-пространства, сохранявшее установленный Конституцией приоритет свободы слова в сети «Интернет» и отменившее его вследствие попытки отделения автономного сообщества Каталония.

Оглавление

Введение

Статистические сведения, характеризующие особенности использования гражданами Испании сети Интернет

Правовое регулирование защиты несовершеннолетних в сети Интернет в Испании

Законодательное регулирование обработки персональных данных пользователей Интернета в Испании

Борьба с интернет-пиратством в Испании

Правоприменительный опыт Испании по введению налога на отдельные публикации средств массовой информации

Официальное введение цензуры в отношении вопросов независимости Каталонии

Заключение


Введение

В Королевстве Испания (далее – Испания) применяется классическая европейская (континентальная) модель регулирования интернет-пространства. До недавно произошедшей попытке отделения автономного сообщества Каталония (далее – Каталония) в Испании соблюдался приоритет свободы слова в сети «Интернет», установленный Конституцией. При этом согласно общей тенденции континентальной модели регулирования сети «Интернет» присутствует ряд законодательных ограничений в отношении противодействия терроризму, защиты авторских прав, предотвращения дискриминации и преступлений.

В настоящем исследовании приводится подробная статистика пользователей сети «Интернет» как на территории всей Испании, так и на территории Каталонии, приводится сравнение возрастных групп пользователей, их разграничение в зависимости от пользования теми или иными интернет-ресурсами, изложена политика Испании в области противодействия интернет-педофилии, тенденциями регулирования сети «Интернет», а также недавние нововведения в части правового регулирования, связанные с попытками Каталонии выделиться из состава Испании.

Использование информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в домашних хозяйствах в последние годы возросло, хотя между пользователями и не пользователями все еще существует разрыв (цифровой разрыв), который можно объяснить рядом факторов: отсутствие инфраструктура (особенно в сельской местности), отсутствие компьютерных знаний и навыков, необходимых для участия в информационном обществе, или отсутствие интереса к тому, что может предложить информационное общество.

Статистические сведения, характеризующие особенности использования гражданами Испании сети Интернет

Информационные и коммуникационные технологии, использующиеся в домашних условиях, а также использование компьютеров, Интернета и электронной коммерции сильно влияет на повседневную жизнь граждан Испании, в частности на рабочих местах, в образовательных центрах и в школах.

15 июня 2019 года компания Vodafone Espana при поддержке китайской компании по производству телекоммуникационного оборудования Huawei запустила первую в Испании коммерческую мобильную сеть в стандарте 5G. Таким образом, Испания стала одной из первых стран Европы, жители которой смогут воспользоваться возможностями сверхскоростной мобильной связи.

Согласно официальной информации от компании Vodafone Espana, мобильная сеть 5G охватывает 15 важнейших городов Испании, среди которых – Мадрид, Барселона, Валенсия и Севилья.

Испанские обладатели 5G совместимых мобильных телефонов, подключившись к сети 5G, уже в момент её запуска получили возможность скачивать файлы на скорости до 1 Гбит/сек, что примерно в 10 раз выше скорости, предлагаемой в сетях 4G, – заявили в компании Vodafone.

При этом запуск технологии рассчитан на применения в дальнейшем развитии IT-рынка. В частности, речь идёт о таких технологиях, как самоходный транспорт, телемедицина и виртуальная реальность.

Таким образом, компания Vodafone стала первым оператором, начавшим предоставлять услуги 5G испанским абонентам. При этом сеть 5G компании Vodafone Espana является на сегодняшний день наибольшей сетью данного стандарта в Европе по количеству охваченных городов. При этом запуск сети 5G в Испании обеспечит транснациональному оператору Vodafone более широкие возможности для запуска новых сетей 5G в других странах.

В 2019 году 86 % испанских домохозяйств имели доступ к Интернету. В семьях с детьми-иждивенцами этот процент выше, причем 97 % из них состоят из 2 взрослых с детьми-иждивенцами и из 3 или более взрослых 96 % с детьми-иждивенцами.

Рис. 1 «Семьи с наличием домашнего компьютера. Каталония и Испания»

Для сравнения, в странах Европейского союза в 2019 году 86 % семей имели Интернет. В семьях с детьми этот процент выше, и самые высокие – 96 % в семьях, состоящих из 2 взрослых с детьми-иждивенцами, и 95 % в семьях, состоящих из 3 или более взрослых с детьми-иждивенцами.

Что касается семей, в пользовании которых имеется компьютер, то в 2019 году 78 % семей в Испании имели компьютер.

Доля применения информационных технологий детьми (от 10 до 15 лет), как правило, очень высока.

Стратегия «Европа 2020», основа которой заложена в политику Испании предлагает три приоритета на ближайшие годы: разумный рост, устойчивый рост и внутренний рост. Разумный рост предполагает развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях, в качестве движущей силы будущего роста. Это требует повышения качества образования, консолидации результатов исследований, продвижения инноваций и передачи знаний по всему Союзу, использования ИКТ в полной мере.

В Испании также продолжается ежегодное исследование оборудования и использования информационных и коммуникационных технологий, проводимое Национальным институтом статистики (INE) в сотрудничестве с Институтом статистики Каталонии (IDESCAT) и Институтом статистики и картографии Андалусии (IECA) на основании методологических рекомендаций статистического управления Европейского Союза (Евростат). Это единственный межгосударственный орган, статистические данные которого строго сопоставимы не только между странами-членами Союза, но и в других международных сферах.

В 2019 году в Испании 87,7 % населения в возрасте от 16 до 74 лет не реже одного раза в неделю в течение последних трех месяцев пользовались Интернетом.

Самый низкий процент пользования Интернетом среди граждан выявлен среди неграмотного населения и людей с неполным начальным уровнем образования.

Рис. 2 «Рост пользователей Интернета среди граждан Испании (жителей Каталонии)»

При анализе видов деятельности, осуществляемой в Интернете, отмечается, что наиболее часто выполняемыми действиями являются обмен мгновенными сообщениями (например, WhatsApp), поиск информации о товарах и услугах, получение или отправка электронных писем, просмотр видео-контента в интернет-сервисах (например, YouTube).

Что касается использования социальных сетей, рейтинг возглавляют WhatsApp (88 %), Facebook (87 %) и YouTube (68 %), последний из которых имеет наибольшее количество молодых пользователей (76 % в возрасте от 16 до 30 лет). Instagram на четвертом месте, при этом у данной социальной сети наибольший прирост подписчиков за 2019 год (с 49 % до 54 %). На пятом месте находится Twitter (50 % пользователей испанского Интернета).

Рис. 3 «Доля популярности интернет-сервисов среди граждан Испании»

В части предпочтений пользователей, самым популярным сервисом является WhatsApp (как и ранее в 2017 и 2018 годах), за ним следуют Facebook, Instagram, YouTube, Twitter.

В исследовании также указывается время использования социальных сетей, и с этой точки зрения WhatsApp также является лидером со средней продолжительностью в 1 ч 47 мин. в сутки, далее YouTube с 1 ч 34 мин и Twitch с 1 ч 30 мин. Для всех проанализированных социальных сетей пользователи тратят в среднем 55 минут в день, при этом наиболее интенсивно ими пользуются мужчины и дети.

Среди рекламодателей в Испании 58 % заключили контракты на оказание услуг по распространению информации в социальных сетях, в основном в Instagram (рост на 12 % по сравнению с 2018 г.). При этом, 87 % рекламодателей, полностью или частично удовлетворены качеством оказанных услуг. 67 % утверждают, что увеличили инвестиции в рекламу в социальных сетях по сравнению с предыдущим годом, причем наибольшую долю занимают Facebook и Instagram.

Основная цель использования социальных сетей выражается в социальном общении. Деятельность в интернете, связанная с общением в чатах и отправкой сообщений контактам, занимает лидирующую позицию (65 % пользователей). Просмотр видео и музыки (57 %) на втором месте, а на третьем функция «просмотр за деятельностью моих контактов», которой пользуются 45 % пользователей.

Правовое регулирование защиты несовершеннолетних в сети Интернет в Испании

На основании вышеизложенных статистических данных и в связи с широким распространением контента среди детей очевидна необходимость решения вопроса о защите несовершеннолетних от воздействия неблагоприятной информационной среды, которая стоит перед законодателями многих государств и всего международного сообщества в целом. Основополагающие нормы, обеспечивающие безопасное пользование Интернетом несовершеннолетними, закреплены в Конституции Испании. Так, согласно п. 4 ст. 39 говорится, что «дети пользуются защитой, предусмотренной в международных соглашениях, заключенных для защиты их прав». В соответствии с п. 4 ст. 20 Конституции Испании предусматривается возможность ограничения прав и свобод граждан «правом на защиту чести и достоинства, частную жизнь, собственное имя и охраной молодежи и детей». Также по п. 4 ст. 18 Конституции Испании допускаются ограничения в использовании информационных средств, «с тем, чтобы в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан и полное осуществление ими своих прав».

Испания является участником ряда международных соглашений, касающихся защиты прав несовершеннолетних, среди которых наиболее значимыми являются: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Факультативный протокол о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии от 6 сентября 2000 г.; Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях от 21 ноября 2001 г. (все эти документы ратифицированы Испанией) и т.д. Одновременно в национальное законодательство инкорпорированы соответствующие нормы ЕС.

В преамбуле этого документа выражается обеспокоенность «растущей доступностью детской порнографии в Интернете» и содержится призыв к более тесному сотрудничеству между правительствами и индустрией Интернета для решения этой проблемы. В частности, ст. 9 о правонарушениях, связанных с детской порнографией.

Конституционные и международные нормы получили развитие в законах, содержащих конкретные механизмы обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними Интернетом. К ним относятся Закон 1/1996 от 15 января «О юридической защите несовершеннолетних», Закон 34/2002 от 11 июля «Об услугах информационного сообщества и электронной торговле», Закон 7/2010 от 31 марта «Об аудиовизуальной коммуникации» и др.

Закон 1/1996 от 15 января «О юридической защите несовершеннолетних» (далее — Закон 1/1996) — базовый нормативный правовой акт, регулирующий отношения по охране прав молодежи и детей в Испании. Применительно к Интернету п. 2 ст. 5 Закона 1/1996 устанавливает, что родители, воспитатели и органы государственной власти должны следить за тем, чтобы получаемая несовершеннолетними информация соответствовала конституционным принципам. Пункт 3 ст. 5 Закона 1/1996 обязывает компетентные ведомства страны наблюдать за тем, чтобы публикуемая в СМИ информация, предназначенная для несовершеннолетней аудитории, не наносила детям вреда, в частности не содержала сцен насилия, унижения человеческого достоинства, дискриминации и т.п. Согласно Декларации о правах ребенка 1989 г. и внутреннему законодательству Испании совершеннолетие наступает в возрасте 18 лет.

Наиболее детально вопросы пользования Интернетом, в том числе в контексте обеспечения безопасности несовершеннолетних, закреплены в Законе 34/2002 от 11 июля «Об услугах информационного сообщества и электронной торговле» (далее — Закон 34/2002). Так, п. 1d ст. 8 Закона 34/2002 предусматривает возможность принятия ограничительных мер в виде прекращения «услуги информационного общества» или удаления данных, если нарушены принципы защиты прав несовершеннолетних. При этом в п. 1 ст. 8 оговаривается, что «только судебные органы могут принимать предусмотренные в данной статье меры, если, согласно Конституции и соответствующим законам, касающимся прав и свобод, их принятие относится исключительно к компетенции судебных органов». Услуга информационного общества — используемое в испанском законодательстве широкое понятие, включающее в себя любую услугу, предоставляемую на платной основе электронным путем. Под него подпадают интернет-магазины, электронные СМИ, провайдеры хостинга, доступа к Интернету, поисковые системы и т. д.

Для тех случаев, когда лицо, предоставляющее услугу с незаконным содержимым, зарегистрировано за пределами Испании, но в одном из государств ЕС или Европейского экономического пространства (ЕЭП),
п. 2 — 4 ст. 8 Закона 34/2002 описывают процедуры взаимодействия с этими странами для принятия ограничительных мер. Если же услуга, содержащая нарушения, оказывается из-за пределов ЕС/ЕЭП, то, согласно п. 2 ст. 11 Закона 34/2002, на основании решения компетентного органа допускается возможность закрытия доступа к ней из Испании. ЕЭП состоит из стран ЕС и Исландии, Лихтенштейна и Норвегии.

Пункт 2 ст. 8 Закона 34/2002 обязывает «лиц, предоставляющих услуги информационного общества», сотрудничать с компетентными органами. В частности, с соответствующего разрешения суда они должны предоставлять данные, необходимые для установления лица, чьи услуги предположительно содержат нарушения. В свою очередь, п. 1 ст. 36 Закона 34/2002 устанавливает обязанность провайдеров услуг передавать компетентным ведомствам всю необходимую информацию и оказывать необходимое сотрудничество, например предоставлять беспрепятственный доступ к оборудованию, документации и др. «Лицо, предоставляющее услуги информационного сообщества» — термин испанского законодательства, включает юридических и физических лиц. В частности, речь идет о министерствах науки и технологий; промышленности, туризма и торговли; компетентных региональных ведомствах, а также в соответствующих случаях — о судебных органах.

В п. 3 ст. 12 Закона 34/2002 установлено, что лица, предоставляющие услуги информационного общества, должны «информировать о существующих инструментах фильтрации и ограничения доступа к определенному содержимому в Интернете, являющемуся нежелательным или потенциально вредным для молодежи и детей». Согласно п. 4 ст. 12 Закона 34/2002, провайдеры услуг обязаны уведомлять клиентов о возможной ответственности, которые те понесут в случае использования предоставляемых им услуг в незаконных целях. Статьи 13 — 17 Закона 34/2002 подробно рассматривают случаи, при которых лица, предоставляющие информационные услуги, могут быть в зависимости от тяжести нарушения привлечены к ответственности (гражданской, уголовной или административной). Так, согласно ст. 14 Закона 34/2002, операторы сетей и интернет-провайдеры при передаче их пользователями незаконных данных будут нести ответственность, если они сами выступили источником таких данных, внесли в них изменения (кроме автоматических изменений технического характера) или выбрали адресатов.

Статья 15 Закона 34/2002 называет основания привлечения к ответственности лиц, предоставляющих услуги временного копирования данных. В частности, они не имеют права вносить изменения в получаемую для копирования информацию, предоставлять более широкий, чем предусмотрено изначально, доступ к ней и т.п. В ст. 16 Закона 34/2002, рассматривающей случаи привлечения к ответственности лиц, предоставляющих услуги хранения данных, критерием привлечения к ответственности выступает осведомленность о незаконности хранимой ими информации. Аналогичный критерий установлен и для лиц, предоставляющих услуги поисковых систем или указывающих ссылки, через которые пользователи могут найти незаконную информацию (ст. 17 Закона 34/2002). Согласно п. 1 ст. 18 Закона 34/2002, «органы государственной власти путем координации и консультаций должны способствовать подготовке и применению корпорациями, ассоциациями или организациями предпринимателей, профессионалов или потребителей Кодексов поведения по вопросам, регулируемым настоящим Законом». При этом п. 2 ст. 18 Закона 34/2002 отмечает, что «особенно должна учитываться защита несовершеннолетних».

Предусмотрено, что эти Кодексы, в частности, могут включать процедуры обнаружения и изъятия незаконной информации, общие критерии классификации и маркировки содержимого. В ст. 38 — 41 Закона 34/2002 перечисляются ограничительные меры и ответственность за нарушения. Так, неисполнение решения компетентного органа о закрытии доступа к Интернету, прекращении передачи или размещения данных или любой другой услуги в случае, если компетентный орган принял соответствующее постановление на основании ст. 11 Закона 34/2002 настоящего Закона, считается особо тяжким нарушением и наказывается штрафом от
150 до 600 тыс. евро (п. 2b ст. 38 и п. 1a ст. 39 Закона 34/2002).

За отказ допустить уполномоченных инспекторов к оборудованию или документации (п. 1 ст. 36 Закона 34/2002), что классифицируется как тяжкое нарушение, налагается штраф в размере от 30 до 150 тыс. евро (п. 3g ст. 38 и п. 1b ст. 39 Закона 34/2002). Отсутствие информации об инструментах контроля рассматривается как нарушение небольшой тяжести и карается штрафом до 30 тыс. евро (п. 4a ст. 38 и п. 1c ст. 39 Закона 34/2002). При этом повторное совершение двух или более особо тяжких нарушений в течение трех лет, при условии вступления соответствующего решения в законную силу, может привести (в зависимости от тяжести преступления, общественного резонанса, количества потерпевших и т. п.) к запрету деятельности в Испании совершившего нарушение лица сроком до двух лет (п. 1a ст. 39 Закона 34/2002).

Кроме того, в зависимости от обстоятельств соответствующие решения компетентных органов могут быть опубликованы в официальном бюллетене Испании (п. 2 ст. 39 Закона 34/2002). Для тех случаев, когда нарушитель зарегистрирован за пределами ЕС/ЕЭП, доступ к его услугам из Испании может быть заблокирован сроком до двух лет при особо тяжких нарушениях, до года — при тяжких и до полугода — при нарушениях небольшой тяжести (п. 3 ст. 39 Закона 34/2002). Статья 41 Закона 34/2002 предусматривает возможность введения временных мер на период расследования нарушения. В частности, п. 1a этой статьи допускает временную приостановку деятельности лица, предоставляющего услуги информационного общества, временное закрытие его представительств; п. 1b — опечатывание и изъятие средств обработки и хранения информации, любого другого оборудования, а также документации, п. 1c — публикацию информации о возможных нарушениях.

В этой же статье указывается возможность принятия указанных мер в срочном порядке (для немедленной защиты прав потерпевших), еще до возбуждения дела (п. 4). Однако они должны быть подтверждены, изменены или отменены в течение пятнадцати дней с момента их принятия и могут быть обжалованы в установленном законом порядке. При этом для приведенных мер всегда делается оговорка: во всех случаях должны уважаться принцип пропорциональности наказания совершенному нарушению (п. 3); а также гарантии, нормы и предусмотренные законодательством механизмы защиты прав на личную и семейную тайну, свободу выражения и информации. Кроме того, если, согласно Конституции и соответствующим законам, касающимся прав и свобод, регулирование деятельности или прав относится к компетенции судебных органов, только они вправе принимать предусмотренные в ст. 41 меры (п. 2).

Генеральный закон 7/2010 от 31 марта об аудиовизуальной коммуникации (далее — Закон 7/2010) охватывает сферы телевидения и радио, однако его действие распространяется также на Интернет, в частности, для интернет-трансляций. Статья 7 Закона 7/2010, посвященная защите прав несовершеннолетних, устанавливает ограничения на трансляцию информации, которая может нанести серьезный вред физическому, ментальному или моральному развитию детей. Это касается сцен порнографии и насилия, потенциально вредной рекламы (в частности, призывающей к пластической хирургии, похудению) и т. п. Указанная статья предусматривает обязательную маркировку не предназначенной для несовершеннолетних теле/аудиопродукции и устанавливает допустимые часы ее трансляции.

Общенациональное законодательство органично дополняется актами, принимаемыми на региональном уровне. Так, в Автономном сообществе Мадрид действует Закон 5/2002 от 27 июня о наркотической зависимости и других вредных пристрастиях, согласно ст. 2 которого запрещена реклама табака и алкогольных напитков в Интернете, СМИ, целевая аудитория которых — несовершеннолетние. Закон 12/2008 от 3 июля о всесторонней защите детей и подростков автономного сообщества Валенсия обязывает операторов телекоммуникационных сетей принимать технические и юридические меры по защите детей от вредной информации (ст. 72) и т. д. Согласно Конституции, страна делится на 17 автономных сообществ, наделенных широкими полномочиями, в том числе в законодательной области.

Функции обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними лицами Интернетом в Испании распределены между компетентными судебными и правоохранительными органами, министерствами, Уполномоченным по правам ребенка. Так, например, 12 сентября 2013 г. национальная полиция и испанское представительство компании Google заключили соглашение о сотрудничестве по проблеме безопасности детей в Интернете. «С момента подписания соглашения национальная полиция становится полноправным консультантом Google в вопросах защиты несовершеннолетних при использовании интернет-технологий. Для запуска инициативы на этой неделе встретились генеральный директор национальной полиции Игнасио Косидо и руководитель представительства компании Google в Испании Барбара Наварро. Совместные действия обеих организаций будут направлены на помощь родителям, учителям и детям в организации безопасного пребывания молодых людей в интернет-пространстве. В рамках соглашения учителя более 5000 школ станут слушателями курсов «Принципы безопасности детей в Интернете», организованных национальной полицией. Кроме того, испанская полиция задействует свои профили в различных социальных сетях, чтобы информировать и просвещать молодых людей о правильном использовании Интернета, о его передовой практике и бдительности в отношении любых рисков или мошенничества.

На оперативном уровне национальная полиция внедряет агентов, специализирующихся на технологических преступлениях. Миссия этих сотрудников заключается в пресечении новых форм преступности, таких как кибератаки, взломы, мошенничество и детская порнография. Google же, в свою очередь, будет предоставлять полезную информацию, рекомендации, стандарты и инструменты безопасности через свой веб-сайт». К ним относятся Бригада по расследованию технических преступлений Национальной полиции, Группа по телекоммуникационным преступлениям Национальной гвардии и т. д.

В Испании нет специального закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Вместе с тем в национальном законодательстве с учетом международного и европейского опыта закреплены положения, нацеленные на обеспечение безопасного пользования Интернетом, в том числе несовершеннолетними. В частности, предусматриваются довольно высокие штрафы для нарушителей (до 600 тыс. евро), допускается блокирование доступа из Испании к зарегистрированным вне ЕС/ЕЭП сайтам и др.

Усилия государства по обеспечению прав несовершеннолетних в Интернете подкрепляются активной деятельностью неправительственных организаций (НПО). Так, активно действуют НПО: «Фундасьон Алиа», «Протехелес» и др. Их работа включает регулярные доклады, акции по привлечению внимания общественности, разработку программного обеспечения по фильтрации, отслеживанию и блокированию вредной информации (программы «Флоренсио», «Сибералиа», «Алерта») и т. д. Однако, как показывает статистика, острота проблемы не ослабевает. Кроме детской порнографии, в фокусе общественности такие темы, как угрозы и домогательства в адрес несовершеннолетних, особенно в соцсетях, пропаганда образа жизни, приводящего к анорексии и булимии, наркоугроза. Существующие проблемы делают задачу обеспечения безопасности Интернета для несовершеннолетних одной из актуальных для Испании. Так, по данным «Фундасьон Алиа», на 2011 г. Испания — вторая в мире (после США) страна по объему хранящихся в Интернете архивов с порнографией несовершеннолетних.

Законодательное регулирование обработки персональных данных пользователей Интернета в Испании

Одной из основных сфер регулирования законодательства Европейского союза и Испании в последнее время является защита персональных данных, в частности в области регулирования интернет-пространства.

В настоящее время в Испании указанные нормативные положения в основном содержатся в двух нормативных актах: Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2016/679 от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных / General Data Protection Regulation /GDPR) и Органический закон 3/2018 о защите личных данных и гарантии цифровых прав (известный как LOPDGDD).

Испания, как страна-член Европейского союза, в полной мере ратифицировала положения Общего Регламента о защите персональных данных. При этом также применяются внутренние правила популярных интернет-ресурсов (YouTube, Instagram, Facebook), политика регулирования персональных данных пользователей которых приведена в соответствие положениям GDPR.

Борьба с интернет-пиратством в Испании

Уголовный кодекс Испании предусматривает наказание в виде 6 лет лишения свободы в отношении владельцев ресурсов, на страницах которых имеются ссылки, переадресующие на пиратский контент.

В 2016 году парламент Испании принял закон о внесении изменений в Уголовный кодекс, разработанный Комиссией по вопросам интеллектуальной собственности и направленный на борьбу с веб-сайтами, на которых пользователи могут загружать музыку, кино, программы и иные материалы, защищенные законом об авторском праве. Именно испанские музыканты и артисты выступили инициаторами принятия данного нормативного акта. С момента вступления в силу данного закона у судебных органов появились полномочия для блокировки подобных интернет-сайтов. При этом жалобы на нарушения авторских прав рассматриваются специально созданной правительственной комиссией, в случае принятия положительного решения которой сайт будет закрыт. Также установлены штрафы в отношении лиц, которые занимаются рекламой или другим продвижением сайтов с нелегальным контентом. Размер подобных санкций может доходить от 30 000 до 300 000 евро.

Важно отметить, что действия положений закона, не распространяются на потребителей контента, ограничиваясь исключительно ответственностью его распространителей.

Вместе с тем, правоприменительная практика применения данного закона появилась лишь в 2018 году, когда суд Барселоны впервые обязал местных провайдеров ограничить доступ к двум пиратским сайтам – HDFull и Repelis за нарушение авторских прав голливудских киностудий Disney, 20th Century Fox, Universal, Warner Bros, Sony Pictures (на основании их обращений).

Правоприменительный опыт Испании по введению налога на отдельные публикации средств массовой информации

Интересен с точки зрения потенциального применения в законодательстве Российской Федерации опыт Испании по регулированию публикаций средствами массовой информации материалов, ранее опубликованных другими СМИ. Так, ежедневные печатные издания имеют право получать плату за каждую перепубликацию (репост) информации и даже публикацию ссылок на их материалы в сети «Интернет». Данные положения предусмотрены гражданским кодексом и распространяются только на отдельные интернет-ресурсы, являющиеся СМИ, при этом не касаются «репостов» информации и размещения гиперссылок в социальных сетях, поскольку издания заинтересованы в распространении ссылок на свои материалы на данных ресурсах в целях рекламы.

В ходе реализации данной законодательной инициативы, по подсчетам экспертов, испанские СМИ получают друг от друга более миллиарда евро в год. Нарушителям закона установлен штраф до 300 тысяч евро.

Указанная практика, получившая в Испании название «налог на Google» — не первый подобный опыт в законодательстве стран Европейского Союза. С 2013 года в Германии действует закон, согласно которому Google LLC обязан отчислять 11 процентов от своей прибыли СМИ за размещение ссылок на их материалы. Во Франции при этом Google обвиняли в неуплате налогов и попытках вывести налогооблагаемую базу в оффшорные зоны.

В России аналогичная практика отсутствует. При этом в отечественном правовом регулировании присутствует формулировка «налог на Google», которой принято называть иную модель регулирования.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» был введен так называемый «налог на Google», согласно которому иностранные поставщики интернет-услуг обязаны выплачивать Российской Федерации НДС и обязанность по уплате которого добросовестно исполняется в том числе бенефициарами вышеуказанных социальных сетей. Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации, представляется возможным как прямое взимание налога с иностранной организации, так и взимание с налогового агента (представительства или посредника). Если у иностранной компании есть российское подразделение или контрагент в РФ, то они и несут ответственность за уплату налога вне зависимости от того, есть ли у них соответствующее соглашение с иностранными организациями.

Учитывая изложенное, в Российской Федерации модель взимания денежного платежа со СМИ в адрес первоначального автора новости не применяется, в то время как отсутствуют какие-либо основания по ограничению применения вышеуказанного законодательного и правоприменительного опыта.

Официальное введение цензуры в отношении вопросов независимости Каталонии

В 2017 году в Каталонии прошло голосование о выходе автономного сообщества из состава Испании, при этом правительством Испании изначально данный референдум признавался нелегитимным, а его результаты – незаконными. По результатам голосования парламент Каталонии утвердил резолюцию о провозглашении независимости автономного сообщества.

13 сентября 2017 г. на основании акта Верховного суда Испании уполномоченными органами был заблокирован ресурс «referendum.cat» — официальный сайт референдума о независимости Каталонии на основании незаконности такого референдума. В дальнейшем практика блокировки расширилась до ограничения доступа к «зеркальным ресурсам» указанного сайта референдума, а 23 сентября 2017 года, судом было издано постановление, обязующее всех интернет-провайдеров блокировать доступ к любому интернет-ресурсу, содержащему информацию о референдуме или призывы к поддержанию независимости Каталонии.

Чтобы не допустить проведения референдума о независимости Каталонии, Верховный суд также поручил полиции провести спецоперацию в Центре телекоммуникаций и информационных технологий Каталонии. Ее целью было приостановить работу программ и приложений, которые могут позволить установить связь между различными избирательными участками в целях проведения голосования или получения информации о голосах избирателей. В общей сложности было заблокировано более 140 ресурсов с призывами поддержать независимость автономного сообщества Каталония.

С 14 октября в разных городах Каталонии, в том числе в Барселоне, прошли многочисленные демонстрации. Поводом для их проведения стало также решение Верховного суда Испании, который приговорил каталонских политиков, причастных к организации референдума о независимости, к тюремному заключению на срок до 13 лет.

При этом в декабре 2017 года все ранее заблокированные сайты вновь были разблокированы.

Повышенный интерес к регулированию цензуры в Испании возобновился в 2019 г. вследствие повторных выступлений жителей Каталонии за независимость автономного сообщества. Правительством Испании было принято решение по удалению контента, провоцирующего негативные настроения жителей как Испании, так и Каталонии на волне возникающих протестов. В настоящий момент принят ряд законопроектов в данной области, в частности, вступил в силу Королевский указ-закон 14/2019 от 31 октября 2019 года (далее – Цифровой указ), который устанавливает возможность ограничения доступа пользователей к веб-страницам уполномоченными органами без решения суда, если такие страницы затрагивают общественный порядок или интересы национальной безопасности.

Примечательно, что Цифровым указом дополняется 155-я статья Конституции Испании, на основании новой редакции которой власти Испании могут официально вводить цензуру в целях ограничения самоуправления Каталонии. В соответствии с положениями Указа принимаются «срочные меры по соображениям общественной безопасности при цифровом администрировании, заключении контрактов в государственном секторе и телекоммуникациях». «Цифровой указ» изменяет несколько законов, в том числе общий указ о телекоммуникациях 2014 года.

Поскольку исходя из действовавшей до 2019 года модели регулирования цензуры, согласно которой цензура в Испании, за рядом исключений, не допускалась, данные изменения вызвали правовую неопределенность в общей тенденции интернет-регулирования на территории государства.

Так, отдельными законами Испании предусмотрена ответственность лиц, провоцирующих дискриминацию, ненависть или насилие в отношении групп или ассоциаций, дискриминацию за принадлежность к какой-либо этнической группе или расе, национальное происхождение (в т.ч. ответственность антисемитов), пол, сексуальную ориентацию, болезнь или инвалидность. В случае выявления преступления виновные лица могут быть наказаны лишением свободы на срок от одного до трех лет.

Конституция при этом запрещает произвольное вмешательство государства в частную жизнь, семью, устанавливает свободу слова и тайну переписки. Законами Испании не предусмотрено никаких ограничений на доступ к Интернету, отсутствуют полномочия публичных органов власти по доступу к электронной почте или интернет-перепискам пользователей.

В то же время Цифровым указом уполномоченным органам Испании разрешено блокировать «угрожающие безопасности государства, затрагивающие общественный порядок и национальную безопасность» интернет-ресурсы без решения суда.

Также Цифровым указом предусмотрено «вмешательство органов правопорядка в регулирование сети «Интернет» в целях по соблюдения общественного порядка, борьбы с сепаратистскими движениями в Каталонии». При этом основания цель принятия акта согласно тексту Цифрового указа – защита конституционных основ, а также прав и свобод граждан, обеспечение их общественной безопасности.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что законодательство Испании в области интернет-регулирования существенно не отличается от законодательной и правоприменительной политики других европейских государств, основной целью которой выступает защита прав своих граждан (в частности, детей), борьба с незаконным распространением контента и защита авторских прав создателей такого контента, а также действенный механизм регулирования публикаций новостных агрегаторов.

Вместе с тем, в 2019 году правительственными и судебными органами Испании были приняты жесткие меры по предотвращению попытки выхода Каталонии из состава Испании путем внесения изменений в законодательство на конституционном уровне в виде официального введения цензуры, в том числе и в интернет-пространстве.

В силу растущей популярности информационных технологий и Интернета в жизни граждан, вышеуказанная правоприменительная практика выступила эффективным методом контроля за соблюдением прав граждан и предотвращением действий правонарушителей, а также эффективным способом сохранения суверенитета государства, в связи с чем данный опыт регулирования интернет-пространства интересен как с точки зрения возможности его применения в законодательстве Российской Федерации, так и в части общего исследования континентальной модели регулирования информационного пространства.