Перевод статьи Financial Times
«Smartphones and social media are destroying children’s mental health»

Время на прочтение: 3 мин

10.03.2023 на Financial times была опубликована статья «Смартфоны и социальные сети разрушают психическое здоровье детей», НТЦ ФГУП «ГРЧЦ» представляет перевод указанного материала на русский язык.

В период с 1994 по 2010 год доля британских подростков, которые не считают себя симпатичными, сократилась с 6 до 4 процентов, но с 2010 года она увеличилась более чем вдвое. Также резко выросла доля тех, кто считает себя неудачником, много переживает и недоволен своей жизнью.

Те же тенденции характерны и для Соединенных Штатов Америки. Число старшеклассников в США, которые говорят, что их жизнь часто кажется бессмысленной, резко возросло за последние 12 лет. Во Франции уровень депрессии среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет увеличился в четыре раза за последнее десятилетие.

Превращение смартфона из предмета роскоши в предмет ежедневного использования стало «точкой перегиба» — примерно с 2010 года наблюдается постоянное ухудшение психологического здоровья молодежи по всему миру (Рисунок 1).

Рисунок Результаты исследования. Источник: составлено авторами исследования

Теория о том, что наличие социальных сетей и других «цифровых развлечений» в пределах постоянной досягаемости может оказывать вредное влияние на психическое здоровье, не нова. Ее ведущим сторонником является Джин Твенге (Jean Twenge), профессор психологии в Государственном университете Сан-Диего и автор десятков новаторских исследований по данной теме.

Но данная теория все еще далека от того, чтобы считаться общепринятой. Работа Твенге в соавторстве с Джонатаном Хайдтом (Jonathan Haidt) периодически подвергается критике со стороны научного сообщества якобы за стремление популяризировать ее на волне усиления оппозиции цифровым гигантам. Тем не менее, поскольку доказательств их утверждений становится все больше, чаще возникает вопрос о том, почему обществу потребовалось так много времени, чтобы принять очевидные факты.

Во-первых, цифровое общение вытеснило личные встречи. Доля подростков в США, которые встречаются с друзьями лично менее одного раза в месяц, составляла 3% в период с 1990 по 2010 год, но достигла 10% к 2019 году, в то время как доля тех, кто говорит, что они «постоянно онлайн», теперь достигла 46% (Рисунок 2).

Рисунок Результаты исследования. Источник: составлено авторами исследования

Существует противоположное мнение о том, что дело не только в том, что приложения вытесняют реальную жизнь — в конце концов, люди, которые проводят больше времени в социальных сетях, часто бывают достаточно занятыми и в реальном мире. Но при этом упускается ключевая динамика: эти тенденции справедливы на уровне поколений, а не на уровне отдельных людей. Увеличение экранного времени привело к сокращению реального общения и живых встреч.

Но поразительна и динамика на индивидуальном уровне. Исследования показывают, что чем больше времени подростки проводят в социальных сетях, тем хуже их психическое здоровье. Тот факт, что девочки проводят гораздо больше времени в социальных сетях, чем мальчики, объясняет более резкое ухудшение психического здоровья девочек, чем у мальчиков (Рисунок 3).

Рисунок Результаты исследования. Источник: составлено авторами исследования

Аналогично складывается ситуация и с более высоким уровнем депрессии среди либеральных подростков, чем среди консерваторов. Это связано не с тем, что либерально настроенные дети более подавлены из-за того, что выросли в культуре, которая ценит стремление к достижению справедливости. Во-первых, исследование Джин Твенге указывает на иное объяснение: либеральная молодежь просто проводит больше времени в Интернете, чем консерваторы. Во-вторых, мы видим ту же тенденцию к росту среди консерваторов, однако она просто отстает.

Некоторые предполагают, что современное общество более открыто обсуждает психическое здоровье, поэтому мы наблюдаем просто рост количества обращений, а не распространенности проблем с ментальным здоровьем. Но британские подростки, которые проводят пять или более часов в день в социальных сетях, в два-три раза больше рискуют причинить себе вред, чем их сверстники, которые проводят меньше времени онлайн. Аналогичная ситуация складывается в США с наличием суицидальных мыслей у подростков. «Эффект хоккейной клюшки» очевиден также в показателях смертности от самоубийств среди британских и американских подростков (Рисунок 4).

Рисунок Результаты исследования. Источник: составлено авторами исследования

Утверждается, что наличие корреляции на самом деле не имеет причинно-следственной связи. Но число исследований, показывающих, что сокращение времени, проводимого в социальных сетях, улучшает психическое здоровье, постоянно возрастает.

Какие меры могут быть предприняты? Наиболее распространенный ответ: «Обучать детей и родителей». Но, как показывают попытки борьбы с ожирением и курением, общеизвестно, что кампании по информированию общественности неэффективны перед лицом зависимости.

Также можно опираться на доказательства того, что, когда людей поощряют к длительному перерыву в социальных сетях, некоторые «отключаются» навсегда. Помимо этого, можно использовать и рычаги нормативного регулирования: можно увеличить возрастной ценз для пользователей социальных сетей и применять санкции к компаниям, которые пренебрегают данным требованием.

В конечном счете прогноз не оптимистичный. Бороться с ожирением было так сложно, потому что невозможно запретить людям употреблять пищу. Бороться с зависимостью от социальных сетей сложно, потому что невозможно остановить людей, использующих смартфоны и приложения. Пока кто-то не изобретет эквивалент «лекарства для похудения» для социальных сетей, будущее выглядит зловещим.