Институциональное и практическое формирование принципов взаимодействия в метавселенной

Время на прочтение: 3 мин

Развитие технологий с конца 20 века связано с объяснимостью, понятностью и полезностью для пользователя и компании. В 1980-х обработка текстов и электронные таблицы стали факторами широкого распространения персональных компьютеров, а текстовые интерфейсы уступили место графическим пользовательским интерфейсам (GUI).

В 1990-х годах графические пользовательские интерфейсы использовались практически всеми ПК и пользовательскими устройствами, а браузеры на основе графических интерфейсов сыграли важную роль в быстром росте сети Интернет.

В 2000-х годах иммерсивные 3D-технологии были сосредоточены в основном на видеоиграх и смежных отраслях. Сегодня интерес к метавселенным и расширенной реальности возрастает в геометрической прогрессии. Так, в конце 2022 года The Economist опубликовал статью «Метавселенную ожидает проверка реальностью», в которой авторы полагают, что сеть Интернет, основанная на двухмерных текстах, изображениях и видео готова к замене на иммерсивную и трехмерную реальность. Авторы уверены, что индустрия настольных компьютеров пропустила серьезный шаг вперед, основанный на метавселенной.

Готовность к широкому применению корпоративных иммерсивных 3D-приложений подтверждается созданием Форума стандартов метавселенной в июне 2022 года. Ведущие организации и компании по стандартизации объявили о необходимости межотраслевого сотрудничества в области стандартов для создания открытой метавселенной. В январе 2023 года Linux Foundation объявил о создании Фонда открытой метавселенной с целью предоставления пространства для совместной работы различных отраслей по разработке программного обеспечения и стандартов с открытым исходным кодом для инклюзивной, глобальной, независимой от поставщика и масштабируемой метавселенной. Эти две инициативы в глобальной перспективе направлены на разработку корпоративных приложений в метавселенных.

Параллельно в отчете Института Ценности для бизнеса (IBV) при IBM «Без преувеличений: пять способов повышения корпоративной ценности метавселенной» авторы предлагают бизнесу абстрагироваться от пользовательского ажиотажа и использовать возможности погружения, децентрализации, виртуальной экономики для повышения ценности предприятия. То есть, сейчас необходимо заложить основу для преодоления цифрового и физического разрыва путем формирования реальных бизнес-результатов.

В отчете предлагается анализ пяти ключевых возможностей для развития метавселенной в рамках предприятия:

разработка новых продуктов предполагает оптимизацию, улучшение и ускорение процесса разработки цифровых продуктов для повышения ценности. Это позволит повысить производительность разработки продукта. В частности, устранение этапа физического прототипа ускорит выход на рынок и сократит затраты на разработку. Инструменты визуализации позволят разработчикам создавать и тестировать продукты в виртуальном мире и обеспечат простоту сотрудничества с коллегами, партнерами и потребителями для формирования нового дизайна продукта и инновационного наполнения;

производство и инжиниринг включает три способа повышения ценности для бизнеса: проектирование, тестирование и обновление фабрик и распределительных центров в цифровых двойников, то есть их виртуальных аналогов в физическом мире; использование AR/VR и компьютерное зрение для увеличения скорости, точности и эффективности многоэтапных процессов в распределительных центрах; поддержка работоспособности объектов с помощью AR/VR и ИИ для выявления и устранения проблем. Таким образом, технологии AR/VR, ИИ и моделирование цифровых двойников позволяют осуществлять виртуальные функции и интегрировать новые возможности в физические процессы;

дизайн пространств и магазинов в 3D-пространстве позволят быстро создавать визуализировать и обновлять торговые площадки и внедрять новые идеи в виртуальные образы. Это значительно расширит возможности взаимодействия в рамках бизнес производства;

обучение, обслуживание и поддержка предполагает возможность сокращения сроков обучения сотрудников и повышения качества обслуживания клиентов. То есть, эффект погружения помогает пользователям быстро усваивать сложную информацию и формировать базу знаний и навыков, подготовиться к сложным ситуациям и решениям;

повышение качества обслуживания клиентов предполагает взаимодействие с пользователем для понимания, каким образом изменяются его потребности в виртуальной среде и взаимодействовать с пользователем в виртуальном мире.

Основные рекомендации от специалистов IBM для предприятий и коммерческих структур заключаются в следующем:

определении преимуществ, объединении 2D и 3D контента для гармоничной интеграции (например, цифровые двойники, обучение или поддержка клиентов);

создании «точек перехода», то есть времени и сферы перехода от 2D к 3D;

создании экспериментальных проектов для тестирования, изучения и масштабирования;

формировании партнерского корпуса, готового к масштабированию для создания экосистемы.

Таким образом, крупные компании объединяются для формирования нового направления деятельности и нового рынка. Создаются организации по стандартизации и согласованному сотрудничеству, разрабатываются рекомендации для предприятий в ожидании частичного перехода в виртуальный мир. Где необходимо создавать бизнес-модели, правовые инструменты и концептуальные формы взаимодействия.