Метавселенные придут с Востока

Время на прочтение: 5 мин

Обзор по институциональному регулированию метавселенных в различных странах мира

Подходы к регулированию метавселенных имеют различия в зависимости от географического положения, политического режима и экономической традиции.

В частности, страны Юго-Восточной Азии предпринимают реальные шаги по формированию институтов для регулирования метавселенной. В то время как развитые страны полагаются на расширение существующих норм и саморегулирование метапространства.

Предлагаем обзор институциональных инструментов в Китае, Великобритании, Евросоюзе, Японии, Южной Корее и США.

Китай

В октябре 2021 года при Китайской ассоциации мобильной связи1Китайская ассоциация мобильной связи зарегистрирована в Министерстве иностранных дел страны и поддерживается крупными технологическими фирмами, такими как Huawei, и оператором связи China Mobile создана первая отраслевая организация по регулированию метавселенной в стране, которая стремится продвигать устойчивое развитие метавселенной – комитет индустрии метавселенной. Исполнительный директор комитета считает, что «метавселенная – это сеть Интернет следующего поколения, которая является ключевой возможностью для цифровой экономики Китая перестроиться и совершить обгон». В основу работы Комитета заложены пять принципов:

ускорение технологических инноваций и интеграция отраслей в метавселенную;

расширение метавселенной для развития других отраслей;

продвижение и популяризация метавселенной;

укрепление отраслевого сотрудничества и саморегулирования.

По словам исполнительного директора Комитета, основные цели заключаются в осуществлении мониторинга и руководства видами деятельности в метавселенной, отраслевой интеграции в метавселенную и укреплении самодисциплины для снижения спекуляций и финансового мошенничества.

В состав комитета вошли три основных оператора China Mobile, Telecom и China Unicom. К началу 2022 года – еще 17 компаний, включая Inly Media Co Ltd, Topnew Info&Tech Co Ltd, и Beijing Quanshi World Online Network Information Co Ltd.

Всего в Китае в технологической отрасли существует 112 компаний.

В ноябре 2021 года комитет выпустил Декларацию индустрии метавселенной. Основные пункты Декларации включают:

ориентированность на граждан;

создание позитивного имиджа цифровой жизни;

оптимизация и модернизация цифровой экономики в новой инфраструктуре метавселенной;

поощрение создания новых возможностей для субъектов метавселенной;

создание экологии ценности данных в метавселенной;

формирование принципов открытого сотрудничества для построения и развития метавселенной.

Великобритания

В Великобритании регулирование технологических компаний и платформ занимается подразделение Ofcom. Процессы формирования пространства регулирования находятся на начальном этапе. В настоящее время не существует специально созданных организаций.

На рассмотрении находится новый Законопроект о безопасности в сети, который призван не позволить технологическим компаниям использовать метавселенную для ухода от регулирования.

Законопроект направлен на регулирование метавселенной в части интеллектуальной собственности, владения активами, смарт-контрактов, защиты прав потребителей, защиты конфиденциальных данных, защиты кадров, ИИ, целостности платформ, конкуренции, возможности применения уголовного права вопросов и пр.

Подразделение по надзору за цифровыми рынками Великобритании и Форум по сотрудничеству в области цифрового регулирования проводят исследования по функционированию метавселенной. Детализация исследований не доступна в открытых источниках.

Весной 2022 года Управление по вопросам конкуренции и рынков планирует встречу с предприятиями и заинтересованными сторонами для обсуждения иммерсивных технологий.

Евросоюз

В странах Евросоюза рассматривается возможность разработки правил для технологий метавселенной. Однако пока заявления носят декларативный характер. В частности, Европейской комиссар по вопросам конкуренции М. Вестагер заявила о необходимости оценить план действий по регулированию метавселенной, провести анализ роли регулятора и законодательных инициатив.

Более того, страны ЕС стремятся внедрить и регулировать метавселенную посредством законодательства.

Основной принцип регулирования метавселенной в Евросоюзе заключается в тезисе о равнозначности понятия незаконности в офлайн и онлайн пространстве.

Это подтверждается двумя законодательными актами, предложенными Еврокомиссией оборота:

Закон о цифровых услугах (DSA) и Закон о цифровых рынках (DMA). Оба закона позволят сформировать набор правил для безопасного и открытого пространства. Эти правила касаются в основном защиты прав всех пользователей цифровых услуг, призваны создать равные условия для стимулирования инноваций и роста конкурентоспособности.

DSA призван контролировать онлайн-посредников и платформы. В частности, социальные сети, магазины приложений, онлайн-платформы для путешествий.

DMA должен регулировать деятельность платформ-привратников, то есть крупные платформ-поставщиков контента и оказать давление на такие платформы как Meta по контролю за контентом.

В целом, DMA и DSA откроют эру более быстрых регулирующих действий ЕС и более крупных штрафов для нарушителей; потенциально до 10% мирового оборота.

Япония

В Японии с 2019 года проводятся конференции по внедрению технологий и инструментов метавселенной.

В частности, компания Mogura Inc.2Новостная организация VR/AR провела конференцию XR Kaigi по технологиям виртуальной реальности и отраслям Metaverse. По словам генерального директора компании Mogura, в Японии существует много уникальных инициатив в индустрии XR.

Кроме этого, создана Японская ассоциация метавселенной (JMA) – организация, выступающая в качестве посредника для индустрии метавселенной в Японии. Ассоциация осуществляет деятельность по распространению услуг и технологий в метавселенной, поощряет бизнес к переходу в метавселенную, осуществляет меры по защите пользователей в метавселенной. JMA призвана осуществлять обмен информацией между компаниями и частными лицами в метавселенной.

Ассоциация создана четырьмя компаниями в области технологий блокчейна и криптоактивов: FXcoin, Ginco, Coinbest и Intelligence Unit.

Основная задача обеспечить понимание и превращение технологий блокчейна и NFT в бизнес в метавселенной. Таким образом, в ассоциации разрабатываются подходы по превращению этих технологий в бизнес-модель.

Тем не менее, отношение к ассоциации неоднозначно со стороны других игроков на рынке метавсленной. Например, компания VRChat полагает, что метавселенная — это не только использование технологий NFT и блокчейна.

Параллельно с инициативами бизнеса по обсуждению возможностей метавселенной, правительство учредило Японскую Ассоциацию Блокчейна (JBA) и кооперативный альянс блокчейн. Японская ассоциация блокчейнов (JBA) была создана в 2016 году в качестве замены бывшей Японской ассоциации цифровых активов (JADA), которая работает в отрасли с 2014 года. В JBA есть два подразделения:

первое занимается вопросами виртуальной валюты, потребительского, налогового и финансового регулирования, включая биржи биткойнов (Kraken, bitFlyer, Coincheck);

второе разрабатывает предложения по политике для невалютной технологии блокчейна. Включает Micrososft Japan, платежный шлюз GMO Internet Group, платформу облачных вычислений Orb и стартап по идентификации блокчейна Soramitsu3Там же.

В 2017 году принят «Закон о платежных услугах», согласно которому биткойн признается в качестве законного способа оплаты и устанавливает нормативные требования к обмену цифровыми и зашифрованными ресурсами. В 2021 году к Закону принята поправка, которая расширяет спектр услуг по переводу средств в Японии и предоставляет новым участникам большую гибкость и выбор.

Южная Корея

Южная Корея является одним из ключевых игроков в метавселенной, опираясь на сильную игровую индустрию и популярную культуру, привлекающую поклонников со всего мира. Южная Корея является четвертым по величине игровым рынком в мире, который превысил 16,6 млрд долл. в 2021 году и сохранит позицию крупнейшего культурного экспортера. Ожидается, что в 2025 году будет потрачено около 2,2 млрд долл. на развитие метавселенной, блокчейна и других технологий.

В рамках «Нового цифрового курса 2.0» правительство планирует выделить до 26 млн долл. на развитие инфраструктуры для метавселенной. Дебаты по регулированию крупных технологических компаний находятся в активной фазе. Ожидается дальнейшее сотрудничество между брендами, отраслями и новыми продуктами, основанными на этой технологии. Вместе с тем, правительство Южной Кореи предпринимает шаги по привлечению операторов к ответственности в случае обнаружения незаконной деятельности (например, в случае сексуальных домогательств в метавселенной).

Ключевые южнокорейские инициативы в области метавселенной:

Samsung объявил о запуске собственного виртуального магазина. Компания открыла виртуальную версию 837 физических магазинов в метавселенной Decentraland. Кроме этого, Samsung учредил Фонд глобальной метавселенной (Samsung Global Metaverse Fund), который инвестирует в направление облачных вычислений, виртуальную реальность, онлайн-игры, онлайн-платежи, инструменты 3D-дизайна, платформенный бизнес и индустрию предметов роскоши.

Корейское агентство по развитию информационно-коммуникационной индустрии в 2021 году сформировало 25 организаций и компаний в «Альянс Метавселенной» для создания экосистемы метавселенной под руководством частного сектора посредством сотрудничества правительства и бизнеса, реализуя открытую платформу метавселенной в различных областях реальности и виртуальности. В альянс вошло более 500 компаний, включая Samsung, Hyundai Motors, SK Telecom и др.

Биржа Binance объявила о стратегическом партнерстве с SM Brand Marketing для создания глобальной экосистемы Play-to-Create (P2C). P2C позволит пользователям воссоздавать контент и продукты в форме игр, музыки, танцев и товаров, конвертируемых в NFT.

Binance также объявила о стратегическом партнерстве с YG Entertainmen для развития игровых возможностей.

США

В США в настоящее время технологии метавселенной не имеют определенного статуса для регулирования. Существует ряд законодательных инициатив для соблюдения конфиденциальности данных и антимонопольные меры для контроля за технологическими компаниями-гигантами.

По мнению вице-президента Фонда информационных технологий и инноваций, «законы о конфиденциальности данных являются одними из самых эффективных законодательных мер в отношении использования технологий AR и VR и метавселенной». Однако, существуют сомнения, что такие законы будут приняты в ближайшее время. Вместе с тем, отдельные штаты принимают законодательные акты о безопасности личных данных, но формулировки допускают сбор биометрической информации для целей идентификации.

Законопроекты по антимонопольной реформе находятся в процессе разработки и будут направлены на усиление конкуренции и повышение функциональной совместимости между такими платформами, как Meta и третьими лицами4Там же.

Параллельно в конце 2021 года Конгресс представил на рассмотрение три группы законодательных актов в отношении политики в области криптовалют и блокчейна. Среди них регулирование криптовалют, применение технологии блокчейна и цифровая валюта центрального банка.

Первый набор законопроектов в основном сосредоточен на том, как регулирующие органы, такие как Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и Комиссия по торговле товарами и фьючерсами будут регулировать токены, криптовалюты и блокчейн.

Второй сосредоточен на способах продвижения технологии криптовалюты в правительстве США для более широкого использования в других секторах экономики.

Третий определяет концепцию и оценку рисков, связанных с цифровой валютой центрального банка (Central Bank Digital Currency) как мировой резервной валюты, основанной на технологических инновациях.

  • 1
    Китайская ассоциация мобильной связи зарегистрирована в Министерстве иностранных дел страны и поддерживается крупными технологическими фирмами, такими как Huawei, и оператором связи China Mobile
  • 2
    Новостная организация VR/AR
  • 3
    Там же
  • 4
    Там же.