Законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» принят Государственной думой в первом чтении

Время на прочтение: 2 мин

7 июня 2022 года Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении

принят законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»

Инициатива предусматривает создание единого систематизированного закона об иностранных агентах, объединяющего и актуализирующего положения разных действующих федеральных законов об иноагентах.

В пресс-релизе Государственной думы в качестве описания законопроекта изложено определение законопроектом в качестве иностранного агента любого российского или иностранного юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, иного объединения лиц или физического лица независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, [которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы (в том числе с использованием сети Интернет), либо финансируют указанные виды деятельности]1Примечание НТЦ. Оставшаяся часть определения изложена на основании текста законопроекта, размещенного на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что иностранные агенты обязаны сообщать о наличии такого статуса своим работникам, органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы, обязаны маркировать производимые ими материалы.

Для информирования граждан Российской Федерации о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, законопроектом предусматривается ведение единого реестра (в настоящий момент таких реестров четыре: реестры физлиц-иноагентов, НКО, общественных объединений и СМИ), содержащего, помимо информации об иностранных агентах, также информацию о лицах, аффилированных с иностранными агентами.

С точки зрения регулирования полномочий Роскомнадзора законопроектом предусматривается предоставление Роскомнадзором в целях ведения реестра иностранных агентов сведений в Минюст России в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации. Помимо Роскомнадзора указанные сведения предоставляются в Минюст России МВД России, Федеральной налоговой службой, Росфинмониторингом и Пенсионным фондом Российской Федерации.

Также законопроектом предусмотрено право Минюста России в случае несоблюдения иностранным агентом требований законодательства направить в Роскомнадзор запрос об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента.

Порядок взаимодействия Роскомнадзора с иностранными агентами, порядок ограничения и возобновления доступа к соответствующему информационному ресурсу будут, согласно законопроекту, установлены Правительством Российской Федерации.

В пояснительной записке к законопроекту констатируется, что законопроектом помимо ранее закрепленных в законодательстве Российской Федерации ограничений для иностранных агентов предусматриваются также новые, имеющие особое значение, например, такие как запрет влияния иностранных агентов на детей в Российской Федерации. Иностранным агентам запрещено осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательскую деятельность в отношении несовершеннолетних, а также запрещается производить информационную продукцию для несовершеннолетних.

Предложенные законопроектом меры, по мнению авторов, будут способствовать защите интересов и обеспечению безопасности Российской Федерации, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод ее граждан, а также обеспечению безотлагательной реакции на международно-противоправные деяния путем противодействия иностранному вмешательству в дела государства, российского общества, реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.

Дата рассмотрения законопроекта во втором чтении на момент написания настоящего материала не назначена.

  • 1
    Примечание НТЦ. Оставшаяся часть определения изложена на основании текста законопроекта, размещенного на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности