Зависимость информационного пространства стран от глобальных онлайн-платформ

Исследование проведено для определения степени популярности Facebook, Google (поисковая система), Instagram, TikTok, YouTube и Twitter в различных государствах, анализа рисков манипулирования общественным мнением и информационных диверсий, а также выявления угрозы наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ.
На основании исследования сформирован интегральный показатель «Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ» и произведено ранжирование государств по этому показателю.
Цели исследования:
- определение показателя зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ;
- ранжирование стран по показателю зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ;
- анализ рисков манипулирования общественным мнением и информационных диверсий;
- выявление угрозы наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ.
Описание методики
Исходные данные:
- Выбраны 24 страны с разной численностью населения, географическому положению, уровню проникновения сети «Интернет».
- Для каждого государства использованы данные о численности населения (источник: https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Population) и об уровне проникновения Интернета (источник: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview).
- В качестве онлайн-платформ, зависимость от которых оценивается, выбраны Facebook, Google (поисковая система), Instagram, TikTok, YouTube и Twitter.
- Для каждой страны взята доля пользователей Интернета, использующая каждую из выбранных платформ (источник: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview);
- Использованы данные об абсолютном числе пользователей каждой из онлайн-платформ и их доле в общем населении выбранных стран.
Выборка данных — 2019 год.
Алгоритм расчёта рейтинга:
- Для каждой онлайн-платформы рассчитывается весовой коэффициент в зависимости от ее популярности среди совокупного населения всех выбранных стран. Эти весовые коэффициенты нужны для того, чтобы определить интегральный показатель – «Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ». Весовой коэффициент представляет собой среднюю популярность онлайн-платформы в выбранных странах.
- Интегральный показатель «Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ» для каждой страны лежит в интервале от 0 до 1 и рассчитывается как сумма произведений популярности онлайн-платформы (доля от общего числа интернет-пользователей) на её весовой коэффициент. Чем выше значение показателя, тем более население государства «зависимо» от зарубежных интернет-платформ.
Описание расчетов:
При определении интегрального показателя «Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ» онлайн-платформы (таблица № 1) был осуществлен следующий расчет:
- Определен средний процент популярности онлайн-платформы среди каждого государства выборки (сложены проценты популярности каждой онлайн-платформы на территории государств выборки, сумма разделена на количество государств);
- Определен вес онлайн-платформы по среднему проценту популярности онлайн-платформы среди государств выборки (средний процент популярности для каждой онлайн-платформы разделен на сумму средних процентов популярности онлайн-платформ);
- С учетом полученного веса онлайн-платформ определен интегральный показатель для соответствующего государства (Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ).
- При расчете интегрального показателя учитывались только разрешенные на территории государства иностранные онлайн-платформы1Поскольку в Китае иностранные платформы либо запрещены, либо ограничены в правах, а для США большинство онлайн-платформ не являются иностранными, для США и Китая показатель зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ при указанной методике расчета составил 0,01.
Google (поисковая система) | TikTok |
YouTube | ||||
Среднее по выбранным странам | 58% | 88% | 37% | 16% | 64% | 15% |
Вес | 0,21 | 0,32 | 0,13 | 0,06 | 0,23 | 0,05 |
Население, млн | Количество пользователей, млн (процент от населения) | Google (поисковая система) | TikTok | YouTube | Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аргентина | 44,99 | 35,09 (78%) | 88% | 98% | 62% | 9% | 93% | 18% | 0,81 |
Израиль | 8,59 | 7,19 (84%) | 81% | 98% | 59% | 46% | 90% | 14% | 0,80 |
Греция | 10,45 | 8,3 (79%) | 72% | 98% | 45% | 18% | 90% | 10% | 0,75 |
Бразилия | 211,8 | 150,4 (71%) | 86% | 97% | 62% | 17% | 64% | 10% | 0,73 |
Великобритания | 67,71 | 65 (96%) | 71% | 92% | 44% | 13% | 76% | 30% | 0,70 |
Австралия | 25,35 | 22,31 (88%) | 73% | 94% | 52% | 5% | 68% | 34% | 0,70 |
Франция | 65,2 | 58,03 (89%) | 60% | 92% | 37% | 11% | 90% | 15% | 0,69 |
Индонезия | 272,1 | 175,4 (64%) | 96% | 98% | 47% | 4% | 47% | 8% | 0,69 |
Польша | 37,87 | 30,63 (81%) | 65% | 99% | 27% | 7% | 81% | 5% | 0,68 |
ЮАР | 58,93 | 36,54 (62%) | 72% | 95% | 15% | 4% | 86% | 8% | 0,68 |
Египет | 101,4 | 54,74 (54%) | 80% | 98% | 30% | 15% | 60% | 9% | 0,67 |
Италия | 60,51 | 49,48 (82%) | 61% | 96% | 45% | 15% | 66% | 7% | 0,66 |
Саудовская Аравия | 34,54 | 32,23 (93%) | 47% | 97% | 47% | 10% | 61% | 57% | 0,65 |
Канада | 37,58 | 35,32 (94%) | 70% | 92% | 43% | 10% | 50% | 22% | 0,63 |
Ирак | 39,77 | 29,82 (75%) | 85% | 98% | 48% | 3% | 18% | 4% | 0,60 |
Германия | 83,65 | 77,79 (93%) | 43% | 94% | 31% | 16% | 65% | 8% | 0,59 |
Венесуэла | 28,48 | 20,5 (72%) | 59% | 97% | 26% | 0% | 50% | 8% | 0,58 |
Япония | 126,7 | 116,5 (92%) | 19% | 75% | 28% | 19% | 100% | 44% | 0,58 |
Южная Корея | 51,25 | 49,21 (96%) | 30% | 77% | 29% | 13% | 77% | 13% | 0,54 |
Индия | 1370 | 687,6 (50%) | 45% | 98% | 15% | 29% | 39% | 2% | 0,53 |
Россия | 145,9 | 118 (81%) | 10% | 46% | 45% | 28% | 70% | 10% | 0,41 |
Сирия | 17,29 | 8,11 (47%) | 0% | 98% | 4% | 0% | 34% | 5% | 0,40 |
США | 330 | 288,1 (87%) | 76% | 88% | 49% | 23% | 67% | 24% | 0,01 |
Китай | 1440 | 854,5 (59%) | 0% | 3% | 0% | 73% | 0% | 0% | 0,01 |
Вес | 0,21 | 0,32 | 0,13 | 0,06 | 0,23 | 0,05 |
Население, млн | Количество пользователей, млн (процент от населения) | Google (поисковая система) | TikTok | YouTube | Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ | ||||
Аргентина | 44,99 | 35,09 (78%) | 88% | 98% | 62% | 9% | 93% | 18% | 0,81 |
Израиль | 8,59 | 7,19 (84%) | 81% | 98% | 59% | 46% | 90% | 14% | 0,80 |
Греция | 10,45 | 8,3 (79%) | 72% | 98% | 45% | 18% | 90% | 10% | 0,75 |
Великобритания | 67,71 | 65 (96%) | 71% | 92% | 44% | 13% | 76% | 30% | 0,70 |
Австралия | 25,35 | 22,31 (88%) | 73% | 94% | 52% | 5% | 68% | 34% | 0,70 |
Франция | 65,2 | 58,03 (89%) | 60% | 92% | 37% | 11% | 90% | 15% | 0,69 |
Польша | 37,87 | 30,63 (81%) | 65% | 99% | 27% | 7% | 81% | 5% | 0,68 |
Италия | 60,51 | 49,48 (82%) | 61% | 96% | 45% | 15% | 66% | 7% | 0,66 |
Саудовская Аравия | 34,54 | 32,23 (93%) | 47% | 97% | 47% | 10% | 61% | 57% | 0,65 |
Канада | 37,58 | 35,32 (94%) | 70% | 92% | 43% | 10% | 50% | 22% | 0,63 |
Германия | 83,65 | 77,79 (93%) | 43% | 94% | 31% | 16% | 65% | 8% | 0,59 |
Япония | 126,7 | 116,5 (92%) | 19% | 75% | 28% | 19% | 100% | 44% | 0,58 |
Южная Корея | 51,25 | 49,21 (96%) | 30% | 77% | 29% | 13% | 77% | 13% | 0,54 |
Россия | 145,9 | 118 (81%) | 10% | 46% | 45% | 28% | 70% | 10% | 0,41 |
США | 330 | 288,1 (87%) | 76% | 88% | 49% | 23% | 67% | 24% | 0,01 |
Население, млн | Количество пользователей, млн (процент от населения) | Google (поисковая система) | TikTok | YouTube | Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ | ||||
Бразилия | 211,8 | 150,4 (71%) | 86% | 97% | 62% | 17% | 64% | 10% |
0,73 |
Индонезия | 272,1 | 175,4 (64%) | 96% | 98% | 47% | 4% | 47% | 8% |
0,69 |
ЮАР | 58,9 | 36,54 (62%) | 72% | 95% | 15% | 4% | 86% | 8% |
0,68 |
Египет | 101,4 | 54,74 (54%) | 80% | 98% | 30% | 15% | 60% | 9% |
0,67 |
Ирак | 39,8 | 29,82 (75%) | 85% | 98% | 48% | 3% | 18% | 4% |
0,60 |
Венесуэла | 28,5 | 20,5 (72%) | 59% | 97% | 26% | 0% | 50% | 8% |
0,58 |
Индия | 1 370 | 687,6 (50%) | 45% | 98% | 15% | 29% | 39% | 2% |
0,53 |
Сирия | 17,3 | 8,11 (47%) | 0% | 98% | 4% | 0% | 34% | 5% |
0,40 |
Китай | 1440 | 854,5 (59%) | 0% | 3% | 0% | 73% | 0% | 0% |
0,01 |
При определении показателя «Доля пользователей онлайн-платформы на территории РФ среди граждан» (Таблица № 5) была определена численность пользователей онлайн-платформ «Вконтакте», «Одноклассники», «Яндекс» (поисковая система), «Mail.ru» за период с июля 2019 г. по июнь 2020 г. (источник: https://webindex.mediascope.net/top-resources), после чего определено среднее количество пользователей онлайн-платформы за указанный период.
На основании среднего количества пользователей онлайн-платформы за совокупный период была получена доля пользователей онлайн-платформы на территории РФ среди граждан (показатели для онлайн-платформ «Facebook», «Google», «Instagram», «TikTok», «YouTube» были взяты из таблицы № 1)
Онлайн-платформа | Доля интернет пользователей, использующих онлайн-платформы | Доля населения, использующая онлайн-платформы |
Вконтакте |
61% |
49% |
Одноклассники |
43% |
35% |
Яндекс (поисковая система) |
69% |
56% |
Mail.ru |
53% |
43% |
10% |
8% | |
46% |
38% | |
45% |
36% | |
TikTok |
28% |
23% |
YouTube |
70% |
57% |
10% |
8% |
Результаты исследования
Выводы в соответствии с целями исследования:
в рамках проведенного исследования определен показатель зависимости информационного пространства государств от глобальных онлайн-платформ и произведено ранжирование стран по показателю зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ.
За исключением Китая и США в выбранном перечне отсутствуют страны, информационное пространство которых не зависит от глобальных онлайн-платформ.
Учитывая изложенное, риски манипулирования общественным мнением и информационных диверсий, а также угроза наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ существуют во всех исследуемых государствах, кроме США (в части онлайн-платформ юрисдикции США) и Китая.
Риски манипулирования общественным мнением и риски информационных диверсий, а также угроза наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ зависят, в том числе, от количества интернет-пользователей в государстве.
В этой связи для каждого государства был определен показатель «Уровень проникновения Интернета в стране», в соответствии с которым было определено 2 группы стран (цветовая дифференциация в зависимости от процента населения, пользующегося Интернетом в стране, приведена перед сравнительными таблицами) и проведено соответствующее ранжирование.
Относительно низкое место Российской Федерации в рейтинге зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ обусловлено наличием отечественных сервисов и их популярностью среди российских пользователей (таблица № 5).
В то же время, при сокращении числа интернет-пользователей онлайн-платформы YouTube в Российской Федерации до 49% (в настоящий момент – 70%, см. таблицу № 2), показатель зависимости информационного пространства Российской Федерации от глобальных онлайн-платформ снизится с 0,41 до 0,36. В этой связи информационное пространство России станет наименее зависимым от глобальных онлайн-платформ в сравнении с исследуемыми государствами (за исключением Китая и США).
Информационные источники
Для онлайн-платформ Facebook, Instagram и Twitter за основу были взяты статистические данные сервиса DataReportal (источник: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview);
Для онлайн-платформы Google за основу были взяты статистические данные сервиса Statcounter (источник: https://gs.statcounter.com/search-engine-market-share/all/france/#monthly-201911-202011);
Для онлайн-платформ TikTok и YouTube за основу были взяты статистические данные сервиса Statista (источник: https://www.statista.com/).
- 1Поскольку в Китае иностранные платформы либо запрещены, либо ограничены в правах, а для США большинство онлайн-платформ не являются иностранными, для США и Китая показатель зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ при указанной методике расчета составил 0,01