Зависимость информационного пространства стран от глобальных онлайн-платформ

Время на прочтение: 4 мин

Исследование проведено для определения степени популярности Facebook, Google (поисковая система), Instagram, TikTok, YouTube и Twitter в различных государствах, анализа рисков манипулирования общественным мнением и информационных диверсий, а также выявления угрозы наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ.

На основании исследования сформирован интегральный показатель «Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ» и произведено ранжирование государств по этому показателю.

Цели исследования:

  • определение показателя зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ;
  • ранжирование стран по показателю зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ;
  • анализ рисков манипулирования общественным мнением и информационных диверсий;
  • выявление угрозы наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ.

Описание методики

Исходные данные:

  1. Выбраны 24 страны с разной численностью населения, географическому положению, уровню проникновения сети «Интернет».
  2. Для каждого государства использованы данные о численности населения (источник: https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Population) и об уровне проникновения Интернета (источник: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview).
  3. В качестве онлайн-платформ, зависимость от которых оценивается, выбраны Facebook, Google (поисковая система), Instagram, TikTok, YouTube и Twitter.
  4. Для каждой страны взята доля пользователей Интернета, использующая каждую из выбранных платформ (источник: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview);
  5. Использованы данные об абсолютном числе пользователей каждой из онлайн-платформ и их доле в общем населении выбранных стран.

Выборка данных — 2019 год.

Алгоритм расчёта рейтинга:

  1. Для каждой онлайн-платформы рассчитывается весовой коэффициент в зависимости от ее популярности среди совокупного населения всех выбранных стран. Эти весовые коэффициенты нужны для того, чтобы определить интегральный показатель – «Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ». Весовой коэффициент представляет собой среднюю популярность онлайн-платформы в выбранных странах.
  2. Интегральный показатель «Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ» для каждой страны лежит в интервале от 0 до 1 и рассчитывается как сумма произведений популярности онлайн-платформы (доля от общего числа интернет-пользователей) на её весовой коэффициент. Чем выше значение показателя, тем более население государства «зависимо» от зарубежных интернет-платформ.

Описание расчетов:

При определении интегрального показателя «Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ» онлайн-платформы (таблица № 1) был осуществлен следующий расчет:

  1. Определен средний процент популярности онлайн-платформы среди каждого государства выборки (сложены проценты популярности каждой онлайн-платформы на территории государств выборки, сумма разделена на количество государств);
  2. Определен вес онлайн-платформы по среднему проценту популярности онлайн-платформы среди государств выборки (средний процент популярности для каждой онлайн-платформы разделен на сумму средних процентов популярности онлайн-платформ);
  3. С учетом полученного веса онлайн-платформ определен интегральный показатель для соответствующего государства (Зависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ).
  4. При расчете интегрального показателя учитывались только разрешенные на территории государства иностранные онлайн-платформы1Поскольку в Китае иностранные платформы либо запрещены, либо ограничены в правах, а для США большинство онлайн-платформ не являются иностранными, для США и Китая показатель зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ при указанной методике расчета составил 0,01.
 FacebookGoogle
(поисковая система)
InstagramTikTok

YouTube

Twitter
Среднее по
выбранным странам
58%88%37%16%64%15%
Вес0,210,320,130,060,230,05
Таблица № 1. Определение веса на основе статистики по странам

 Население, млнКоличество пользователей, млн (процент от населения)FacebookGoogle (поисковая система)InstagramTikTokYouTubeTwitterЗависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ
Аргентина44,9935,09 (78%)88%98%62%9%93%18%0,81
Израиль8,597,19 (84%)81%98%59%46%90%14%0,80
Греция10,458,3 (79%)72%98%45%18%90%10%0,75
Бразилия211,8150,4 (71%)86%97%62%17%64%10%0,73
Великобритания67,7165 (96%)71%92%44%13%76%30%0,70
Австралия25,3522,31 (88%)73%94%52%5%68%34%0,70
Франция65,258,03 (89%)60%92%37%11%90%15%0,69
Индонезия272,1175,4 (64%)96%98%47%4%47%8%0,69
Польша37,8730,63 (81%)65%99%27%7%81%5%0,68
ЮАР58,9336,54 (62%)72%95%15%4%86%8%0,68
Египет101,454,74 (54%)80%98%30%15%60%9%0,67
Италия60,5149,48 (82%)61%96%45%15%66%7%0,66
Саудовская Аравия34,5432,23 (93%)47%97%47%10%61%57%0,65
Канада37,5835,32 (94%)70%92%43%10%50%22%0,63
Ирак39,7729,82 (75%)85%98%48%3%18%4%0,60
Германия83,6577,79 (93%)43%94%31%16%65%8%0,59
Венесуэла28,4820,5 (72%)59%97%26%0%50%8%0,58
Япония126,7116,5 (92%)19%75%28%19%100%44%0,58
Южная Корея51,2549,21 (96%)30%77%29%13%77%13%0,54
Индия1370687,6 (50%)45%98%15%29%39%2%0,53
Россия145,9118 (81%)10%46%45%28%70%10%0,41
Сирия17,298,11 (47%)0%98%4%0%34%5%0,40
США330288,1 (87%)76%88%49%23%67%24%0,01
Китай1440854,5 (59%)0%3%0%73%0%0%0,01
Вес0,210,320,130,060,230,05 
Таблица № 2. Зависимость информационного пространства стран от глобальных онлайн-платформ

 Население, млнКоличество пользователей, млн (процент от населения)FacebookGoogle (поисковая система)InstagramTikTokYouTubeTwitterЗависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ
Аргентина44,9935,09 (78%)88%98%62%9%93%18%0,81
Израиль8,597,19 (84%)81%98%59%46%90%14%0,80
Греция10,458,3 (79%)72%98%45%18%90%10%0,75
Великобритания67,7165 (96%)71%92%44%13%76%30%0,70
Австралия25,3522,31 (88%)73%94%52%5%68%34%0,70
Франция65,258,03 (89%)60%92%37%11%90%15%0,69
Польша37,8730,63 (81%)65%99%27%7%81%5%0,68
Италия60,5149,48 (82%)61%96%45%15%66%7%0,66
Саудовская Аравия34,5432,23 (93%)47%97%47%10%61%57%0,65
Канада37,5835,32 (94%)70%92%43%10%50%22%0,63
Германия83,6577,79 (93%)43%94%31%16%65%8%0,59
Япония126,7116,5 (92%)19%75%28%19%100%44%0,58
Южная Корея51,2549,21 (96%)30%77%29%13%77%13%0,54
Россия145,9118 (81%)10%46%45%28%70%10%0,41
США330288,1 (87%)76%88%49%23%67%24%0,01
Таблица № 3.  Зависимость информационного пространства стран от глобальных онлайн-платформ в странах с высокой долей пользователей интернета (более 75% численности населения)

 Население, млнКоличество пользователей, млн (процент от населения)FacebookGoogle (поисковая система)InstagramTikTokYouTubeTwitterЗависимость информационного пространства от глобальных онлайн-платформ
Бразилия211,8150,4 (71%)86%97%62%17%64%10%

0,73

Индонезия272,1175,4 (64%)96%98%47%4%47%8%

0,69

ЮАР58,936,54 (62%)72%95%15%4%86%8%

0,68

Египет101,454,74 (54%)80%98%30%15%60%9%

0,67

Ирак39,829,82 (75%)85%98%48%3%18%4%

0,60

Венесуэла28,520,5 (72%)59%97%26%0%50%8%

0,58

Индия1 370687,6 (50%)45%98%15%29%39%2%

0,53

Сирия17,38,11 (47%)0%98%4%0%34%5%

0,40

Китай1440854,5 (59%)0%3%0%73%0%0%

0,01

Таблица № 4. Зависимость информационного пространства стран от глобальных онлайн-платформ в странах, где доля пользователей интернета менее 75% численности населения

При определении показателя «Доля пользователей онлайн-платформы на территории РФ среди граждан» (Таблица № 5) была определена численность пользователей онлайн-платформ «Вконтакте», «Одноклассники», «Яндекс» (поисковая система), «Mail.ru» за период с июля 2019 г. по июнь 2020 г. (источник: https://webindex.mediascope.net/top-resources), после чего определено среднее количество пользователей онлайн-платформы за указанный период.

На основании среднего количества пользователей онлайн-платформы за совокупный период была получена доля пользователей онлайн-платформы на территории РФ среди граждан (показатели для онлайн-платформ «Facebook», «Google», «Instagram», «TikTok», «YouTube» были взяты из таблицы № 1)

Онлайн-платформаДоля интернет пользователей, использующих онлайн-платформыДоля населения, использующая онлайн-платформы
Вконтакте

61%

49%

Одноклассники

43%

35%

Яндекс (поисковая система)

69%

56%

Mail.ru

53%

43%

Facebook

10%

8%

Google

46%

38%

Instagram

45%

36%

TikTok

28%

23%

YouTube

70%

57%

Twitter

10%

8%

Таблица № 5. Статистика использования онлайн-платформ в Российской Федерации

Результаты исследования

Выводы в соответствии с целями исследования:

в рамках проведенного исследования определен показатель зависимости информационного пространства государств от глобальных онлайн-платформ и произведено ранжирование стран по показателю зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ.

За исключением Китая и США в выбранном перечне отсутствуют страны, информационное пространство которых не зависит от глобальных онлайн-платформ.

Учитывая изложенное, риски манипулирования общественным мнением и информационных диверсий, а также угроза наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ существуют во всех исследуемых государствах, кроме США (в части онлайн-платформ юрисдикции США) и Китая.

Риски манипулирования общественным мнением и риски информационных диверсий, а также угроза наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ зависят, в том числе, от количества интернет-пользователей в государстве.

В этой связи для каждого государства был определен показатель «Уровень проникновения Интернета в стране», в соответствии с которым было определено 2 группы стран (цветовая дифференциация в зависимости от процента населения, пользующегося Интернетом в стране, приведена перед сравнительными таблицами) и проведено соответствующее ранжирование.

Относительно низкое место Российской Федерации в рейтинге зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ обусловлено наличием отечественных сервисов и их популярностью среди российских пользователей (таблица № 5).

В то же время, при сокращении числа интернет-пользователей онлайн-платформы YouTube в Российской Федерации до 49% (в настоящий момент – 70%, см. таблицу № 2), показатель зависимости информационного пространства Российской Федерации от глобальных онлайн-платформ снизится с 0,41 до 0,36. В этой связи информационное пространство России станет наименее зависимым от глобальных онлайн-платформ в сравнении с исследуемыми государствами (за исключением Китая и США).

Информационные источники

Для онлайн-платформ Facebook, Instagram и Twitter за основу были взяты статистические данные сервиса DataReportal (источник: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview);

Для онлайн-платформы Google за основу были взяты статистические данные сервиса Statcounter (источник: https://gs.statcounter.com/search-engine-market-share/all/france/#monthly-201911-202011);

Для онлайн-платформ TikTok и YouTube за основу были взяты статистические данные сервиса Statista (источник: https://www.statista.com/).

  • 1
    Поскольку в Китае иностранные платформы либо запрещены, либо ограничены в правах, а для США большинство онлайн-платформ не являются иностранными, для США и Китая показатель зависимости информационного пространства от глобальных онлайн-платформ при указанной методике расчета составил 0,01