Итальянская Республика

Италия стала первой европейской страной, принявшей Декларацию прав Интернета в июле 2015 года, при этом в Италии социальные сети, особенно Facebook, выступают важнейшими инструментами для организации акций протеста и других массовых мероприятий. Кроме этого, формой политического протеста в стране также являются кибератаки, в частности, типа «отказ в обслуживании» (DDoS) на веб-сайты государственных учреждений.

Оглавление

Общие сведения

Запуск 5G

Государственные программы по развитию сети

Операторы связи

Регулирующие органы

Ограничения на содержание

Ограничения в части прозрачности, соразмерности заявленным целям и апелляции

Политические манипуляции контентом в Интернете

Нарушения прав пользователя

Свобода информации в Интернете

Наказания за действия в Интернете

Ограничения на анонимное общение

Право пользователей на неприкосновенность частной жизни

Санкции со стороны государства в ответ на деятельность в сети Интернет

Хакерские атаки и другие формы кибератак

Рекомендации

Общие сведения

Степень регулирования сети Интернет в Италии в последние годы существенным образом не меняется. Италия продолжает отставать от некоторых стран-членов Европейского союза (ЕС), по общему уровню проникновения сети, несмотря на ряд попыток преодолеть этот разрыв степени цифровизации. Ограничения на контент минимальны, однако имеет место блокировка сайтов без решения суда, если там размещается контент, нарушающий авторские права. Опасения по поводу дезинформации и общего ухудшения ландшафта цифровых медиа в Италии уменьшились после парламентских выборов 2018 года, при том что число случаев разжигания ненависти в Интернете не изменилось. В последние годы наблюдался заметный рост числа кибератак, многие из которых, по-видимому, имели связь с деятельностью политиков.

Стремление к полному охвату Италии услугами доступа в сеть остается невыполненным в течение последних 2-х лет, хотя общий уровень проникновения сети Интернет в стране растет.

Согласно данным Европейской комиссии за 2018 год уровень проникновения фиксированной широкополосной связи в Италии составляет 27,84 процента, а уровень проникновения мобильной широкополосной связи – 88,86 процента. Международный союз электросвязи (МСЭ) дал Италии в 2018 году более низкую оценку уровня проникновения фиксированной широкополосной связи – 28,03 процента и гораздо более высокий уровень проникновения подвижной широкополосной связи – 94,53 процента.

На относительно низкий уровень проникновения в Италии повлияли несколько факторов, в том числе инфраструктурные ограничения. Согласно Индексу цифровой экономики и общества 2019 года, сверхбыстрые широкополосные соединения доступны только 24 процентам домохозяйств (по сравнению со средним показателем по ЕС в 60 процентов). Хотя охват мобильной связью 4G распространяется на 97 процентов домохозяйств, Италия занимает только 13 место из 28 государств-членов ЕС по этому показателю.

Около 77 процентов итальянцев использовали Интернет в 2018 году, 72 процента использовали Интернет ежедневно. Число домохозяйств, имеющих  широкополосный доступ, выросло до 73 процентов в 2018 году.

Доступность Интернета в Италии на довольно высоком уровне. В 2019 году по оценкам компании Economist Intelligence Unit Италия заняла 26 место среди 100 обследованных стран по уровню доступности цен на услуги фиксированной и мобильной связи. Цены на широкополосную связь в Италии ниже, чем в среднем по ЕС.

Рис. 1. Профиль Италии по использованию сети Интернет в 2019 году по данным Европейской Комиссии
Рис. 2. Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет
Рис. 3. Доля пользователей сетевых сервисов, в процентах от всех интернет-пользователей, за 4 квартал 2019 года
Рисунок 4. Показатели электронной коммерции в 2019 году

Итальянская инициатива «Цифровая повестка дня» (основанная на «Цифровой программе Европы-2020») направлена ​​на расширение функций широкополосного доступа и электронного правительства. В феврале 2016 года правительство утвердило постановление о сокращении затрат на прокладку кабелей и создало Федеративную национальную информационную систему инфраструктур (Sistema Informativo Nazionale Federato delle Infrastrutture, SINFI), специализированный орган по реализации задач развития широкополосной связи, управляемый Министерством экономического развития.

Рис. 5а. Показатели электронного правительства
Рис. 5б. Число услуг электронного правительства

Запуск 5G

Тестирование 5G началось в 2017 году. Первые сети 5G запущены компанией Vodafone в Милане и 28 его местных муниципалитетах, а также в Риме, Турине, Неаполе и Болонье. Vodafone реализовал роуминг 5G между Италией, Германией, Испанией и Великобритания с июля 2019 года.

С 16 июня 2019 услуги 5G предлагаются частным клиентам на тарифных планах Vodafone RED Unlimited Smart, RED Unlimited Black, Shake it Easy и Vodafone One Pro без дополнительной оплаты, в то время как для пользователей других тарифов услуга 5G будет стоить дополнительно 5 евро в месяц. Бизнес-пользователям, участвующим в тарифах «Черный», 5G доступен без доплат, пользователям «Красных» – за дополнительную плату 5 евро в месяц.

В 2019 году правительство одобрило указ-закон от 25 марта 2019 года № 22, позволяющий наложить вето на покупку и развертывание китайской технологии 5G.

Государственные программы по развитию сети

Значительные географические различия в проникновении сети Интернет по всей стране сохраняются. Южные регионы, такие как Калабрия, отстают. Инфраструктурный план Growth 2.0 был запущен в 2012 году, с целью ликвидации разрыва цифровизации между областями Италии. Задержки в реализации свели его результаты к малозначимому уровню. В 2017 году около 40 процентов итальянцев, проживающих в сельской местности, имели доступ к скоростным широкополосным соединениям (со скоростью 30 Мбит/с и более). В рамках своего плана на 2015 год по расширению сверхбыстрой широкополосной связи (известного как SNBUL) правительство назначило тендеры на развертывание сетей в недостаточно обслуживаемых регионах.

Национальный план сверхширокополосной связи Италии, Стратегия для сети доступа следующего поколения (Strategia Nazionale per la Banda Ultra-Larga, SNBUL), одобрен Советом Министров в марте 2015 года. Он направлен на развитие высокоскоростной сети доступа для достижения цели цифровой повестки дня 2020 года. В соответствии с SNBUL Италия приняла национальную схему государственной помощи, одобренную Европейской комиссией в июне 2016 года, для поддержки сверхширокополосной связи в зонах сбоев. Первый тендер проведен в июне 2017 года на сумму 3 млрд евро, охватывал регионы Абруццо, Молизе, Эмилия-Романья, Ломбардия, Тоскана и Венето. Второй тендер был назначен в ноябре 2017 года и охватывал развертывание оптоволоконных сетей в регионах Пьемонт, Валле-д’Аоста, Лигурия, Фриули-Венеция-Джулия, Умбрия, Марке, Лацио, Кампания, Базиликата, Сицилия и автономная провинция Тренто. Третий и последний тендер на предоставление широкополосной инфраструктуры в необслуживаемых и недостаточно обслуживаемых сельских районах стоимостью 103 млн евро был объявлен в апреле 2018 года и охватывает регионы Калабрии, Апулии и Сардинии.

В 2016 году была сформирована «команда цифрового преобразования», которая, среди прочих целей, возглавила процесс цифрового преобразования государственного управления Италии. Команда в 2019 году, объявила трехлетний план по информационным технологиям в области государственного управления.

Существует также концепция ускорения развертывания оптоволоконных сетей и внедрения фиксированной и мобильной широкополосной связи. Процесс был запущен в марте 2017 года для обновления инфраструктуры и услуг в 5 городах: Милан, Прато, Акуила, Бари и Матера. Для преодоления цифрового разрыва был проведен аукцион по продаже ресурсов спектра в диапазоне 800 МГц, который поддерживает развертывание технологий LTE в удаленных районах. В сентябре 2017 года было разрешено использовать 100 МГц в части спектра между 3,6-3,8 ГГц для гражданской связи 5G в 5 итальянских городах.

Правительство не накладывает ограничений на возможности подключения и не централизует контроль над инфраструктурой ИКТ.

Операторы связи

Доступ в Интернет для частных пользователей предоставляется рядом компаний, все они должны иметь санкцию Министерства экономического развития. TIM имеет наибольшую долю на рынке фиксированной широкополосной связи (49,2 процента по состоянию на март 2019 года), за которой следуют Vodafone (14,5 процента), Wind Tre (13,3 процента), Fastweb (13,2 процента) и другие.

Telecom Italia (TIM), бывшая государственная телекоммуникационная монополия, которой принадлежит большая часть физических сетей Италии, с мая 2013 года продолжила процесс «экстернализации» своей инфраструктуры, как того требует законодательство ЕС, для обеспечения справедливой конкуренции. TIM была приватизирована в 1997 году. Итальянский инвестиционный банк Cassa Depositi e Prestiti, контролируемый Правительством страны, владеет 9% акций TIM. Однако в соответствии с указом-законом 2012 года государство руководит TIM и другими компаниями в стратегических секторах экономики, включая телекоммуникации (Закон от 15 марта 2012 № 21).

В соответствии с Правилами о специальных полномочиях в отношении корпоративных структур в секторах обороны и национальной безопасности, а также в отношении деятельности, имеющей стратегическое значение в секторах энергетики, транспорта и связи, утвержденными законодательным декретом от 15 марта 2012 года № 21, впоследствии принятыми с внесенными в соответствии с Законом от 11 мая 2012 года № 56 поправками, руководство страны издало правила и положения о полномочиях государства по вмешательству в случае чрезвычайных сделок с компаниями; ведения бизнеса в области обороны и национальной безопасности; в стратегических секторах связи, энергетики и транспорта.

TIM, Vodafone, Wind Tre и Iliad основные операторы мобильной связи, и все они работают с сетями 3G и 4G. В декабре 2016 года Wind и 3 Italia (Tre) объединились под названием Wind Tre, однако продолжают действовать отдельно. В мае 2018 года французский оператор Iliad вышел на рынок мобильной связи Италии с дешевым сервисом. Позднее, в 2018 году, Kena Mobile, под управлением TIM, и Ho. Mobile., под управлением Vodafone, вошли в низкий ценовой сегмент рынка, составив конкуренцию Iliad.

Весной 2018 года Антимонопольное управление Италии оштрафовало TIM на 4,8 млн евро (5,6 млн долларов) за вводящую в заблуждение рекламу, касающуюся услуг широкополосной связи в районах с недостаточным обслуживанием. По сообщению ведомства, TIM опускает соответствующую информацию о своих планах и их ограничениях. В своем заявлении компания назвала это решение «необоснованным» и заявила, что намерена подать апелляцию в Региональный административный суд Лацио.

В феврале 2018 года полиция и власти итальянского антимонопольного агентства провели обыск в офисах Telecom Italia, Vodafone, Fastweb, Wind Tre и лоббистской компании Asstel в рамках проверки цен на фиксированные и мобильные услуги связи. Регуляторные органы подозревали, что компании завышали цены, выставляя клиентам счета за их услуги каждые четыре недели, а не раз в месяц. В конце 2017 года парламент принял закон № 172/2017, требующий ежемесячного выставления счетов для всех телефонных операторов. Несколько компаний, включая Vodafone, Fastweb и Wind Tre, были впоследствии оштрафованы AGCOM за его несоблюдение.

Регулирующие органы

Основным регулирующим органом в области телекоммуникаций является Управление по обеспечению связи (Autorità per le Garanzie nelle Comunicazioni, AGCOM). Создано в соответствии с законом от 31 июля 1997 года № 249. Президент Управления назначается указом Президента Италии по предложению председателя Совета министров по согласованию с Министром экономического развития. В соответствии со ст. 2 закона № 481 от 14 ноября 1995 года, решение принимается большинством в две трети членов.

Компетенции Управления

Согласно статье 21 Декрета-закона №. 201/2011 Национальное агентство по регулированию почтового сектора было ликвидировано (оно было создано несколькими месяцами ранее законодательным декретом № 58/2011), а его функций переданы Управлению по обеспечению связи. Неспособность создать независимый регулирующий орган в почтовом секторе была одной из жалоб, поданных Европейской комиссией.

Впоследствии законодательный указ № 70/2012, внедрил Директивы ЕС 2009/136 и 2009/140. Он также определил роль Управления как национального регулирующего органа в области электронных сообщений, призванного осуществлять свои полномочия беспристрастным, транспарентным и своевременным образом. Он также должен располагать достаточными финансовыми и людскими ресурсами для выполнения возложенных на него задач, действовать самостоятельно и не запрашивать и не принимать указаний от какого-либо другого органа при выполнении возложенных на него задач.

Управление также должно располагать достаточными финансовыми и людскими ресурсами для участия в Совете европейских регуляторов электронных коммуникаций (BEREC). Поддерживает цели BEREC в отношении содействия большей координации и согласованности регулирования и при принятии своих решений максимально учитывает мнения и общие позиции, принятые BEREC.

Законодательный декрет №. 69/2012 внес изменения в кодекс защиты персональных данных, в частности, введя в кодекс обязательство для компаний, предоставляющих общедоступные услуги электронной связи, незамедлительно уведомлять Гаранта о любом нарушении персональных данных.

В обязанности Управления также входит защита прав интеллектуальной собственности, регулирование рекламы и надзор за общественным вещанием.

Другим органом, управляющим сектором ИКТ, является Управление по защите данных (Garante per la protezione dei dati personali, DPA). Созданное в 1997 году, DPA занимается надзором за соблюдением законов о защите данных как правительственными, так и неправительственными организациями. Он также уполномочен запрещать или блокировать «операции по переработке, которые могут нанести серьезный вред отдельным лицам». DPA является надзорным органом, ответственным за мониторинг применения Общего регламента защиты данных (GDPR), и в период с мая 2018 года по март 2019 года активно рассматривал более 7000 жалоб и отчетов по GDPR.

Итальянское управление по защите данных (Garante per la protezione dei dati personali) является независимым органом, созданным для защиты основных прав и свобод в связи с обработкой персональных данных и для обеспечения уважения достоинства отдельных лиц.

Управление по защите данных – коллегиальный орган, включающий четырех членов, которые избираются парламентом на семилетний срок. Офис в Риме, штат сотрудников около 125 человек.

Задачи изложены в Кодексе о защите персональных данных (законодательный указ № 196/2003), а также в других национальных и нормативных актах ЕС.

Управление по защите данных контролирует обработку данных в государственных и частных секторах в соответствии с требованиями законодательства, а также следит за отсутствием нарушений при обработке персональных данных.

Задачи включают, но не ограничиваются, следующим:

– Проверка, что персональные данные обрабатываются в соответствии с законами и нормативными актами, и, где это уместно, указание контролерам данных и обработчикам данных на конкретные меры по обработке данных в соответствии с правилами.

– Рассмотрение жалоб;

– Полный или частичный запрет или ограничение обработки персональных данных, если характер таких данных или механизмы или эффекты обработки могут существенно повлиять на субъекты данных;

– Принятие мер, предусмотренных законодательством о защите данных;

– Предложение правительству и парламенту, где это уместно, принятия конкретных законов или нормативных актов в различных сферах жизни;

– Законотворческая деятельность через слушания в парламенте;

– Выдача мотивированного мнения;

– Ежегодный отчет о своей деятельности и действующем законодательстве о конфиденциальности, который представляется парламенту и правительству;

– Защита данных на уровне ЕС и на международном уровне, а также надзорные и вспомогательные мероприятия для Европола, Шенгена, VIS и аналогичных информационных систем;

– Работа по повышению осведомленности граждан о проблемах защиты персональных данных и мерах защиты данных;

– Привлечение граждан и заинтересованных сторон посредством общественных консультаций, результаты которых учитываются при разработке общих мер по применению.

Агентство цифровой Италии (Agenzia per l’Italia digitale, AgID) является государственным органом, учрежденным правительством в соответствии с Законом от 22 июня 2012 г. № 83 (так называемый «Указ о развитии») впоследствии преобразованном в Закон от 7 августа 2012 г. № 134. Выполняет функции и задачи, возложенные на него названным Законом в целях достижения высокого уровня технологических инноваций в организации и развитии государственной службы и жизнедеятельности граждан и бизнеса, соблюдая при этом принципы законности, беспристрастности и прозрачности критериев эффективности и экономичности.

Задача AgID проводить аккредитацию и санкционировать лица (государственные или частные), которые осуществляют определенные виды деятельности в цифровой среде (например, электронное хранение, цифровые сертификаты и т.д.).

Структура включает и наследует полномочия ранее присвоенные Агентству по распространению инновационных технологий (Agenzia per la diffusione delle tecnologie per l’innovazione, DigitPA) и Департаменту по технологическим инновациям (Dipartimento per l’innovazione tecnologica) в составе Президиума Совета министров (Presidenza del Consiglio dei ministri).

Согласно Уставу, утвержденному в феврале 2014 года, целями Агентства цифровой Италии являются:

обеспечение координации ИТ со стороны государственной, региональной и местной администраций с целью разработки и мониторинга стратегического развития информационной системы государственного управления путем содействия внедрению инфраструктур и стандартов, которые снижают затраты, понесенные отдельными администрациями, и улучшают предоставляемые услуги;

аккредитация объектов цифровой сертификации;

проведение оптимизации расходов на ИТ для государственных администраций путем мониторинга относительных текущих расходов и поддержки национальных и местных государственных администраций в достижении целей стандартизации и пересмотра внутренних процессов и оптимизации общих расходов на ИТ;

обеспечение выполнения международных обязательств, взятых на себя государством в компетенции Агентства;

продвижение цифровых инноваций в стране и содействие созданию новых знаний и распространению новых возможностей для экономического, культурного и социального развития путем сотрудничества с европейскими, национальными и региональными учреждениями и органами с аналогичными целями, в том числе путем подписания соглашений;

формулирование и публикация принципов, правил и стандартов в компетенции Агентства;

продвижение инициатив по компьютерной грамотности для граждан.

Органами управления Агентства являются генеральный директор, руководящий комитет и коллегия аудиторов.

Нормативная база

Статьи 19-22 законодательного декрета от 22 июня 2012 года №83 – Срочные меры по росту страны.

Статьи 8-9 Законодательного декрета от 30 июля 1999 года №300 – Реформа государственной организации, в соответствии со статьей 11 закона от 15 марта 1997 года № 59.

Ограничения на содержание

Государственные регуляризирующие органы Италии редко применяет блокировку доступа и фильтрацию материалов политического, социального или религиозного характера; все основные сайты и платформы находятся в свободном доступе.

Доступ к веб-сайтам блокируется ввиду размещения контента, нарушающего авторские права. С 2013 года к августу 2019 года AGCOM выпустил 723 ордера на блокировку, они общедоступны на веб-сайте AGCOM. Также блокируются нелегальные игорные сайты. Публичный черный список Италии содержит более 7000 таких сайтов. Кроме того, блокируются сайты, размещающие контент, связанный с терроризмом или изображениями сексуального насилия над детьми.

Рис. 6. Статистика запросов на удаление материалов в Италии с 29 мая 2014 года по данным Google

По данным Facebook, с июля по декабрь 2018 года было зарегистрировано и удалено 562 материала. По данным Facebook, удаленные материалы содержали контент, связанный с азартными играми; ненавистнические высказывания, в том числе отрицание Холокоста; частные сообщения о диффамации. В отчете Twitter о доступности сервисов и данных за 2018 год перечислено шесть запросов на удаление контента, включая одно постановление суда, в период с июня по декабрь, но в конечном итоге ни один материал не был заблокирован. Тем не менее, был удален один твит, который нарушил итальянский закон Манчино, после получения отчета «о расовой ненависти к цыганскому народу». (Закон Манчино предусматривает наказание за речь и действия, мотивированные расовыми, гендерными, этническими, национальными или религиозными предрассудками, но напрямую не предусматривает блокировку или удаление такой речи в Интернете.) Согласно отчету Google о доступности сервисов и данных, правительство отправило 121 запрос на удаление контента в период с января по июнь 2019 года, в том числе 64 – за клевету, 42 – по соображениям конфиденциальности и безопасности и 8 – за дискриминационные высказывания.

Ниже приводится детализация статистики Google по запросам на удаление и удалению материалов по запросам руководства Италии.

Рис. 7. Детализация запросов на удаление материалов по причинам

Рис. 8. Детализация запросов на удаление материалов по продуктам

Рис. 9. Детализация запросов на удаление материалов по источникам

Рис. 10. Детализация удаляемых материалов по причинам

Рис. 11. Детализация удаляемых материалов по продуктам

Рис. 12. Детализация удаляемых материалов по источникам

Рис. 13. Доля запросов от государственных органов, включая правоохранительные, или основанных на распоряжении суда, по которым удалялся контент

Итальянские суды приняли решение в пользу так называемого права быть забытым с момента вынесения решения Суда Европейского Союза (CJEU) в мае 2014 года. 3 декабря 2015 года гражданский суд в Риме поддержал доводы Суда ЕС о праве на забвение, но отклонил ходатайство истца, когда тот предпринял попытку апеллировать к праву на информацию в общественных интересах. В 2016 году Верховный суд оставил в силе решение суда 2013 года об удалении статьи, которая подорвала репутацию ресторана, из архивов веб-сайта через два года, считая, что истекло уже слишком много времени между датой публикации и просьбой об удалении, чтобы удовлетворить общественный интерес в том, что касается права на информацию. Google сообщил, что в период с сентября 2018 года по июнь 2019 года компания удалила около 22 000 URL-адресов в Италии (39 процентов от общего числа запрошенных) после жалоб пользователей.

Рис. 14. Процент удаленных по запросу URL-адресов за период с 31.01.2019 по 30.01.2020

Ограничения в части прозрачности, соразмерности заявленным целям и апелляции

В Италии постановления о блокировке или удалении как правило издаются судами. Закон о борьбе с терроризмом, принятый парламентом в 2015 году (Закон №. 43 от 17 апреля 2015 года), позволяет прокурору издавать распоряжения о блокировке сайтов или удалении материалов, связанных с террористическими группами. Министерство внутренних дел составляет черный список веб-сайтов, доступ к которым интернет-провайдеры затем блокируют.

Наиболее спорным считается разрешение на защиту авторских прав в сети (Положение о защите авторских прав в сетях электронной связи, принято в марте 2014 года), которое позволяет AGCOM выдавать административные распоряжения провайдерам о блокировании определенных веб-сайтов, нарушающим авторские права, даже в случаях, когда те содержат только ссылки для загрузки контента с защитой авторских прав. Регламент также дает AGCOM право удалять контент после проверки внутренней комиссией, но без предварительного судебного разрешения в случае обнаружения нарушения авторских прав.

Директиве ЕС по авторскому праву вступила в силу 15 апреля 2019 года, в силу чего Италия должна интегрировать ее в национальное законодательство. 19 государств-членов ЕС проголосовали за Директиву. Шесть государств-членов (Финляндия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Польша и Швеция) проголосовали против текста Директивы, три государства (Бельгия, Эстония и Словения) воздержались. По данной директиве составлено Совместное заявление Нидерландов, Люксембурга, Польши, Италии и Финляндии.

В мае 2017 года парламент утвердил новый закон (Закон № 71/17 от 29 мая 2017 года), направленный на борьбу с запугиванием детей в Интернете после нескольких громких дел, в которых жертвы совершали самоубийство. Несовершеннолетние старше 14 лет или их родители могут потребовать от сайтов, размещающих контент, удалить запрещенные материалы в течение 48 часов. Если никаких действий не предпринимается, жертвы могут передать свое дело в DPA, который может приказать заблокировать или удалить запрещенные материалы. Этот законопроект вызвал обеспокоенность критиков, которые заявили, что он позволяет злоупотреблять возможностью принудительно удалять материалы с сайтов социальных сетей.

В прошлом итальянские законодатели и регулирующие органы предлагали меры, позволяющие блокировать или удалять веб-сайты с недостоверными общественно значимыми сведениями. Эти предложения на сегодняшний день ни к чему не привели.

Интернет-провайдеры, как правило, не несут ответственности за доступность запрещенного стороннего контента, но должны информировать органы государственного контроля о таком контенте, если им станет о нем известно, и они столкнутся с гражданско-правовыми санкциями, если не выполнят официальные запросы об ограничении доступа к нему.

Степень самоцензуры в стране сравнительно низкая.

Политические манипуляции контентом в Интернете

В мае 2019 года, в преддверии парламентских выборов в ЕС, Facebook удалил 23 учетные записи с общим количеством подписчиков в 2,46 млн, которые, по словам пресс-секретаря, «нарушили политику аутентичности [компании]». Это решение было принято после расследования, проведенного активистом группы Авааз. Согласно Авааз, более половины удаленных учетных записей поддержали либо Движение пяти звезд, либо Лега, две партии, которые управляли страной в коалиции с мая 2018 года по август 2019 года.

В ноябре 2018 года AGCOM опубликовала отчет, анализирующий качество информации в Италии, в котором было установлено, что объем недостоверной информации достиг максимума в период мартовской предвыборной кампании в 2018 году, но с тех пор уменьшился. Эта дезинформация приняла форму сфабрикованных соцопросов, рисунков и поддельных новостей. Активность ботов также была обнаружена в дни, предшествовавшие голосованию 2018 года. В отчете Reuters Institute for Study of Journalism за февраль 2018 года отмечалось, что поддельные новостные сайты имеют гораздо меньший охват среди итальянских читателей по сравнению с традиционными новостными агентствами и что время, которое читатели проводят на поддельных страницах, сравнительно меньше. Однако в Facebook с недостоверными общественно значимыми сведениями люди взаимодействовали чаще, чем с материалами, чье происхождение достоверно.

В январе 2018 года, министр внутренних дел Марко Миннити объявил о новой инициативе почтовой полиции по борьбе с распространением поддельных новостей. Проект под названием «Red Button» предложил гражданам возможность заявлять о недостоверных общественно значимых сведениях с помощью портала на веб-сайте полиции. Национальному анти-криминальному информационному центру по защите критической инфраструктуры (CNAIPIC) было поручено проанализировать содержание сообщений. Затем публиковались проверки фактов на основе этих сообщений. Дэвид Кей, представитель ООН по вопросам свободы мнений и свободе их выражения, отметил обеспокоенность по поводу этой инициативы, сославшись на расплывчатость определения фальшивых новостей. Позднее Правительство подтвердило, что инициатива была завершена в течение нескольких дней после выборов, прошедших 4 марта 2018 года. Неясно, сколько сообщений было получено полицией, сколько случаев предполагаемых поддельных новостей было оценено и был ли удален какой-либо контент. Опубликованные ответы на отчеты граждан были, как правило, расплывчаты, кратки и не публиковались своевременно.

Итальянская декларация прав Интернета обязывает страну соблюдать принцип сетевого нейтралитета. Тем не менее, декларация не является обязательной, и сетевой нейтралитет не закреплен в национальном законодательстве, хотя регулирование на уровне ЕС с 2015 года дает AGCOM возможность контролировать и применять этот принцип.

В Италии популярны интернет-сервисы, хотя телевидение остается ведущим средством получения новостей. Большинство политиков, популярных журналистов и деятелей индустрии развлечений имеют свои страницы в сети, как и многие обычные граждане. Кроме того, социальные медиа-платформы являются популярными формами для онлайн-общения. Facebook и YouTube являются одними из наиболее посещаемых веб-сайтов в стране (2 и 3 места по посещаемости по состоянию на 01.02.2020; 1 место занимает google.com).

В Италии социальные сети, особенно Facebook, стали важнейшими инструментами для организации акций протеста и других массовых мероприятий. Ограничений по использованию Facebook нет.

Нарушения прав пользователя

Нарушения прав пользователей являются редкостью в Италии, хотя имеют место случаи правого давления и угрозы в отношении блогеров. Законы об уголовной ответственности за диффамацию остаются серьезной угрозой для онлайн-журналистов и пользователей социальных сетей, особенно в силу неоднозначного подхода при их применении. Кибератаки также стали серьезной угрозой для итальянского Интернета.

Свобода информации в Интернете

Италия была первой европейской страной, принявшей Декларацию прав Интернета в июле 2015 года. Документ включает положения, которые способствуют нейтралитету в сети, и ставит доступ в Интернет в ряд основных прав.

Закон 1948 года о «подпольной прессе» (в редакции Закона от 7 марта 2001 года, № 62) гласит, что любое лицо, предоставляющее службы новостей, должно быть «дипломированным» журналистом из Реестра работников связи (ROC) и иметь членство в Национальной федерации прессы Италии. За исключением одного случая конца 2000-х годов, эти правила не применялись к блоггерам, и на практике миллионы блогов публикуются в Италии без каких-либо последствий. Тем не менее, многие люди, которые создают контент по ряду вопросов (включая научные исследования), все еще сотрудничают с зарегистрированными журналистами, чтобы защитить себя от возможных судебных исков.

В апреле 2015 года Сенат Италии принял постановление правительства о борьбе с терроризмом (от 15 апреля 2015 года № DDL 2893 / R), которое расширило формулировки уголовного кодекса о вербовке террористов, а также об одобрении или подстрекательстве к терроризму, включив в него онлайн-действия. Критики утверждали, что закон может широко применяться и влиять на случаи законного выражения мнения.

В начале 2017 года на парламентскую дискуссию был представлен широко раскритикованный законопроект, предназначенный для борьбы с распространением фальшивых новостей и ненавистнических высказываний. Согласно этому законопроекту, новостные организации, представленные в сети Интернет, могут быть оштрафованы на сумму до 5000 евро за публикацию «ложных, преувеличенных или необъективных» новостных сообщений и не удаление их в течение 24 часов. Если считается, что поддельные новости наносят ущерб общественным интересам или стремятся подорвать демократический процесс, издателям грозят более высокие штрафы и тюремное заключение. Законопроект был официально представлен в феврале 2017 года, но не был принят.

Наказания за действия в Интернете

Иски о диффамации против журналистов, в том числе работающих в Интернете, являются обычным явлением. Финансовое бремя длительных судебных разбирательств может сильное воздействие на журналистов и их редакторов. Ossigeno per l’Informazione, организация, которая отслеживает угрозы для журналистов в Италии, сообщила о 562 необоснованных исках о диффамации против СМИ с 2011 года, в том числе о делах против интернет-СМИ. В ходе инцидента, произошедшего в апреле 2019 года, в интернет-издании Estense был подан судебный иск на сумму 100 000 евро.

Ограничения на анонимное общение

Итальянское законодательство требует, чтобы поставщики мобильных услуг запрашивали личные и идентификационные данные клиентов при регистрации SIM-карты, ссылаясь на цели борьбы с терроризмом.

В мае 2019 года законодатель Андреа Руджьери выдвинул законопроект о борьбе с анонимным троллингом в социальных сетях. Предложение требует, чтобы социальные сети хранили идентификационные карточки пользователей и персональные налоговые коды при регистрации для идентификации личности. Это предложение подверглось резкой критике за возможность нарушения гражданских прав.

Право пользователей на неприкосновенность частной жизни

Считается, что власти регулярно проводят прослушивание телефонных разговоров. В 2017 году стало известно, что Лоренцо Тондо, итальянский журналист из газеты «Гардиан», был тайно прослушан прокуратурой при расследовании дела торговца людьми Медхани Йедего Меред.

Использование взлома пользовательских устройств итальянскими правоохранительными органами также было задокументировано. В июле 2016 года Верховный суд Италии постановил, что взлом является конституционным и соответствует закону о правах человека. В мае 2017 года Комитет ООН по правам человека выразил обеспокоенность тем, что «спецслужбы перехватывают личные сообщения и используют методы взлома без явного официального разрешения или четко определенных гарантий от злоупотреблений». 

Принятый в июне 2017 года закон о реформе уголовного правосудия (Закон от 23 июня 2017 года № 103) обязывает Правительство регулировать взломы с целью проведения уголовных расследований. Такие организации, как Privacy International, утверждают, что Закон не соответствует стандартам законности, необходимости и соразмерности и не устанавливает достаточных процедур минимизации, эффективного надзора или защиты от злоупотреблений. Другой законопроект («троянский билль») был направлен на создание легализованной системы удаленного скрытого взлома. Сразу после выборов законопроект был отозван в марте 2018 года.

Постановление Верховного суда Италии от ноября 2018 года фактически ограничивает возможности властей по взлому в рамках уголовного расследования. Оно запрещает установку шпионского ПО на мобильный телефон гражданина, когда тот в статусе подозреваемого. Постановление Верховного суда указывает на необходимость пересмотра практики взлома в целях наблюдения и прекращения подобной деятельности до тех пор, пока не будет продемонстрировано, что она полностью соответствует правам человека.

Поставщики услуг и другие технологические компании в мониторинге сообщений пользователей

При различных обстоятельствах, в том числе в ходе уголовного расследования или «в целях предотвращения преступлений преступными ассоциациями и международными террористическими организациями», поставщики услуг должны соблюдать требования правоохранительных органов в отношении пользовательских данных.

Хотя Суд Европейского Союза отменил директиву ЕС 2006 года о сохранении данных, Италия продлила период, в течение которого интернет-провайдеры должны вести учет трафика пользователей. В ноябре 2017 года итальянский парламент утвердил положение о хранении данных, согласно которому операторы связи должны хранить телефонные и интернет-данные до шести лет.

Санкции со стороны государства в ответ на деятельность в сети Интернет

Сообщений о случаях запугивания или физического насилия в ответ на действия в Интернете мало, хотя лица, которые разоблачают действия организованной преступности в некоторых частях страны, подвергаются риску репрессий.

В 2018 году Ossigeno per l’Informazione сообщил, что 11 процентов всех угроз в отношении журналистов были опубликованы в Интернете.

Хакерские атаки и другие формы кибератак

Кибератаки представляют собой растущую проблему в Италии. Уничтожение информации или распределенные атаки типа «отказ в обслуживании» (DDoS) на веб-сайты часто становятся формой политического протеста, равно как и хакерские атаки государственных и частных учреждений.

В своем ежегодном отчете Итальянская ассоциация по кибербезопасности (CLUSIT) назвала 2018 год «худшим годом в истории» киберпреступлений. В частности, в феврале 2018 года хакеры взломали флорентийскую секцию Демократической партии. Хакеры опубликовали в Твиттере личную информацию, в том числе номер мобильного телефона бывшего премьер-министра Маттео Ренци. На той же неделе два веб-сайта кампании Маттео Сальвини были взломаны, и некоторые внутренние данные партии Lega впоследствии опубликованы хакерами в Twitter. Коллектив AnonPlus взял на себя ответственность за оба взлома.

В мае 2019 года хакерские группы Anonymous и LulzSec Italia взломали базу данных Римской ассоциации адвокатов, разоблачив почтовые аккаунты 30 000 зарегистрированных юристов. Предположительно, нарушение включает в себя учетную запись мэра Рима. Ранее, в ноябре 2018 года, хакерские группы LulzSec Italia и AntiSec Italia провели несколько атак, направленных на сайты Министерства экономического развития, полиции, партии «Братья Италии» и некоторые местные отделения других политических партий.

Нарушение защиты данных произошло в Италии, когда у итальянского поставщика услуг электронной почты Italiaonline были украдены данные 1,4 миллиона пользователей. Пострадали популярные сервисы Libero Mail и Virgilio Mail. 24-летний хакер был арестован и обвинен в атаке в апреле 2019 года, когда продал данные неопознанной стороне. Хакер вошел в сеть Italiaonline, взломав сеть Wi-Fi из бара возле штаб-квартиры компании.

В июле 2015 года утечка внутренних документов миланской компании по технологиям наблюдения Hacking Team раскрыла подробности о некоторых клиентах компании по всему миру, в том числе в странах с плохой репутацией в области прав человека. В прошлом компанию критиковали за сотрудничество с недемократическими режимами и отсутствие достаточных соображений конфиденциальности пользователей. В апреле 2016 года итальянское правительство приостановило «глобальное» разрешение на экспорт программного обеспечения, требуя, запрос одобрения итальянских властей в случае продажи ПО за пределы ЕС.

Рекомендации

Внедрение регуляторных процедур и развитие нормативной базы следует осуществлять с учетом их дальнейшего использования в составе союзов и международных объединений. Итальянский опыт показывает дополнительные расходы, формируемые в результате принятия противоречащих нормам ЕС актов и их последующее приведение в соответствие союзным требованиям.


Поделиться