Технологическая революция vs революционная технология

Время на прочтение: 2 мин

В марте 2024 года издание «Project Syndicate» опубликовало статью К. Перес «Место искусственного интеллекта в истории», в которой она рассматривает ИИ с точки зрения революционной технологии по созданию новых технологических платформ, преобразования, создания или уничтожения целых отраслей.

Несмотря на ожидания и шумиху, связанные с ИИ, его нельзя считать основой технологической революции. Это просто часть более крупной трансформации, которая пока еще находится в середине процесса распространения и основана на двух предыдущих этапах: микропроцессорах и ПО, и сети Интернет. Согласно книге К. Перес1К. Перес ‑ британско-венесуэльский исследователь, преподаватель и международный консультант изучает взаимное формирование технических изменений и общества, а также уроки истории технологических революций для экономического роста и развития., изданной в 2002 году «Технологические революции и финансовый капитал: динамика пузырей и золотого века», технологические революции являются двигателями роста, которые омолаживают и преобразуют экономику и общество. А крупные технологические революции происходят каждые 60 лет. По ее мнению, любая технологическая революция охватывает два разных периода, которые длятся от 20 до 30 лет каждый. Первый – это период установки, то есть время для творческого переосмысления, появления новых технологий и стартапов. В это время венчурные капиталисты поощряют эксперименты с новыми бизнес-моделями и схемами. Эти приводит к созданию финансового пузыря, который, в свою очередь, приводит к экономической стагнации. Второй период характеризуется развертыванием и индустриальной перестройкой. Технологии, которые получили доверие становятся нормой. Определяются новые отрасли и инфраструктура, капитал стимулирует рост за счет распространения успешных бизнес-моделей. Таким образом, происходит трансформация экономики, изменяется социальное поведение и институты.

Сегодня инвестиции по-прежнему ориентированы на краткосрочную выгоду, а не на долгосрочное производство и рост. Кроме этого, К. Перес утверждает, что за счет увеличения продолжительности жизни, переход технологического лидерства от старшего поколения к молодому занял больше времени, чем в более ранних технологических революциях. И спустя уже 40 лет информационная и телекоммуникационная революция далека от завершения. Инновации в области ИИ нельзя рассматривать как отдельный технологический революционный процесс, является продолжением революции в области ИКТ и сети Интернет, но становится ключевым событием на этом этапе, который может обеспечить долгосрочный экономический рост. Этот этап характеризуется одновременно созданием и уничтожением рабочих мест, подъемом одних регионов и упадком других, формированием новых навыков. Однако пока он не способен обеспечить необходимый социальный и экономический прогресс. Кроме этого, рассматривать ИИ в качестве основы технологической революции не представляется возможны в силу необходимости формирования стратегии управления и государственной политики. Сегодня ИИ зависит от сети Интернет, который в свою очередь зависит от микропроцессоров и компьютеров. Все вместе представляет цифровую трансформацию, во главе которой лежит механизация умственного, а не физического труда. Таким образом, следующий этап технологической революции будет включать инновационные сочетания ИИ с биотехнологиями и новыми материалами.

Сегодняшний контекст развития преобразований на уровне правительств и общества, а также рост популизма характерен для промежуточного этапа технологической революции. В рамках дальнейшего становления и перехода к этапу зрелости должно появиться понимание, каким образом управлять революционными технологиями, при разнонаправленности и непредвиденности направлений.

  • 1
    К. Перес ‑ британско-венесуэльский исследователь, преподаватель и международный консультант изучает взаимное формирование технических изменений и общества, а также уроки истории технологических революций для экономического роста и развития.