Эпоха ИИ. Риски и преимущества для бизнеса
В статье Билла Гейтса «Эра искусственного интеллекта началась», развитие ИИ рассматривается как фундаментальный процесс, который изменит все сферы жизни человека, включая учебу, работу, путешествия и переориентирует целые отрасли, а успех предприятий будет зависеть от того, насколько успешно они используют ИИ.
Предыдущее поколение преобразующих технологий, таких как микропроцессоры, персональные компьютеры, Интернет и мобильный телефон сформировали перечень корпоративных гигантов, которые не смогли пережить бум инноваций. Среди ни Kodak, Blockbuster, BlackBerry и ряд других. В числе успешных компаний, которые адаптировались к цифровой экономике оказались Amazon, Google, Microsoft, Apple и пр.
В августе 2023 года The Economist опубликовал статью с оценкой влияния инноваций (в том числе ИИ) на крупный бизнес. Авторы изучили крупнейшие компании из cписка Fortune 500 по возрасту, выручке, доле занятости и пр. В результате, только 52 компании из 500 были основаны после 1990 года, а темпы присоединения новых компаний к списку замедляются. Согласно статье, цифровая революция не была революционной. Цифровые технологии радикально воздействовали на сферу ИТ, телекоммуникаций, развлечений, розничной торговли. В то время, как влияние на электроэнергетику, нефть, строительство и промышленность не столь значительно.
Цифровая революция не привела к повышению производительности и росту доходов. Возможно, это обусловлено медленными темпами конкурентного переворота в отраслях, которые позволили традиционным компаниям адаптироваться к цифровым технологиям. Так, например, банковское дело – один из старейших отраслевых секторов. Доверие граждан к традиционным финансовым игрокам обеспечивает им возможность наращивать масштабы использования инноваций до момента роста революционных и молодых компаний. Кроме этого, рост производства электромобилей Ford и General Motors основан на возможности тратить значительные средства, в то время как привлечение капитала является основной проблемой для новичков. Примечательно, что Й. Шумпетер в своей книге «Теория экономического развития» полагает, что стоимость устоявшихся компаний со временем съедается прорывными технологиями, то есть происходит «креативное разрушение», а инновации выводятся на рынок стартапами. Однако в книге «Капитализм, социализм и демократия» Шумпетер изменил свое мнение, считая, что крупные компании (и даже монополии) стимулируют процесс технологического развития за счет вложения значительных средств в исследования и разработки. Это подтверждается сегодняшними инвестициями Amazon, Alphabet и др. в НИОКР, объем которых составил в 2022 году 200 млрд долл. Кроме этого, авторы отмечают тот факт, что снижение конкуренции обусловлено демографическими проблемами. Согласно исследованию Федерального резервного банка Нью-Йорка «Демографические истоки дефицита стартапов», 60% снижения количества новых предприятий в США за 40 лет обусловлено замедлением роста населения. В период с 1980 по 2020 годы доля населения США в возрасте от 20 до 35 лет снизилась на 6%, а темпы создания новых компаний за этот же период на 4%.
Таким образом, крупные компании обладают огромным потенциалом и влиянием на развитие инноваций, которые не позволят им уйти с рынка в ближайшие годы. А ключевое преимущество обеспечит значительный набор собственных данных и расширенной аналитики, которые будут использоваться для обучения новых моделей ИИ.