Интернет-поведение как направление исследований и развития

Время на прочтение: 2 мин

Интеграция информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека формирует новые понятия и требует новых исследований различных поведенческих аспектов в онлайн среде.

В частности, в условиях увеличения количества пользователей сетью Интернет увеличивается интерес к понятию Интернет поведения (Internet of Behavior, IoB). Это связано с превращением Интернета вещей в глобальную среду и созданием новых условий для развития направления, которое свяжет пользователей и технические средства для анализа поведения.

IoB – интернет поведения – «это область исследований и разработок, цель которых – понять, как, когда и почему люди используют технологии для принятия решений о покупке». В более широком понимании – это агрегирование информации от устройств IoT для понимания поведения, вкусов и желаний пользователя.

Впервые термин «Интернет поведения» был озвучен профессором психологии Хельсинского университета Готе Найманом в 2012 году. Его главный тезис заключался в том, что статистические исследования описывают привычки и поведение человека, но не учитывают контекст и смысл жизни пользователя. Он предположил, что если каждый шаблон поведения будет приписан конкретному адресу IoB, то анализ этих шаблонов позволит извлечь полезные знания для развития разных отраслей. Это связано с тем, что именно поведение является психологической характеристикой, которая отвечает за склонность к действию. При этом зависит от четырех других характеристик – эмоции, познание, личность и коммуникации. Таким образом, поведение пользователя позволит понять, как воздействовать на человека. Поведенческие привычки пользователя анализируются из множества устройств – телефонов, автомобилей, загрузок приложений, социальных сетей, кредитных карт, медицинской информации и пр. Машинное обучение интерпретирует поведенческие формы из этих источников и может использоваться для персонализации товаров и услуг, разработки новых методов производства, прогнозирования последствий действия и возможность его изменения и т.д. Таким образом, реагирование на все формы поведения пользователя превращает информацию в знание. Длительный перерыв в обсуждении IoB закончился в 2020 году, когда Gartner поставил его на первое место среди ключевых трендов, определив как расширение IoT, которое фокусируется на сборе, обработке и анализе «цифровой пыли» в повседневной жизни людей. По их прогнозам, к концу 2025 года более половины население мира будет подвергаться воздействию по крайней мере одной программы IoB, коммерческой или государственной. По данным PrecedenceResearch объем рынка IoB в 2023 году составит 571,24 млрд долл. США, а к 2030 году – 2 143,57 млрд. Общий интерес к IoB свидетельствует о востребованности нового направления.

Однако кроме очевидных преимуществ, которые обеспечит IoB и очевидных рисков, связанных с безопасностью, приватностью и вопросами регулирования, существует ряд проблем, которые лежат в плоскости поведенческой психологии и этики. В частности, можно выделить следующие:

степень влияния IoB на изменение представлений о вариантах принятия решений;

предоставление информации IoB о желаниях и интересах пользователя может изменить его субъектность;

формирование и/или стимулирование зависимости от определенных товаров и продуктов;

определение пределов влияния на пользователя;

снижение критического мышления пользователя;

изменение культурных ценностей в соответствии с новыми бизнес-моделями IoB.

Таким образом, необходимо дальнейшее изучение и разработка подходов к определению IoB в различных проекциях, например, как систему изменения культурных ценностей, как объект влияния на пользователей и как технологическое расширение IoT.