Искусство достижения зрелости ИИ

Время на прочтение: 2 мин

В рамках «Инициативы по цифровой экономике» (IDE) Массачусетского технологического института в сентябре 2022 года прошел совместный семинар с консалтинговой компанией Accenture, посвященный зрелоcти искусственного интеллекта.

Авторы семинара и одноименной статьи, опубликованной Accenture обсуждают перспективы перехода от практического применения ИИ к увеличению производительности с его помощью.

В частности, согласно опросам Accenture, компании в различных отраслях инвестируют в ИИ для повышения эффективности, управления логистикой и улучшения обслуживания. Так, компании, включающие ИИ в бюджетные повестки имеют на 40% больше вероятности увеличить стоимость своих акций, по сравнению с 23% в 2018 году. Таким образом, зрелость ИИ становится важной составляющей успешности бизнеса.

Ведущие семинара и авторы статьи полагают, что зрелость ИИ заключается в обладании ключевыми возможностями в правильных сочетаниях, включая возможности дифференциации ИИ, а также стратегии, трудовые ресурсы, культуру и управление, надежное спонсорство.

На основе фундаментальных и дифференцированных возможностей компании, авторы семинара выделяют четыре уровня зрелости ИИ:

лидеры – это компании, использующие зрелый ИИ, то есть, обладающие стратегической и операционной зрелостью в области применения ИИ. Они составляют 12% от изученных Accenture компаний;

новаторы имеют сильную стратегию применения ИИ, но не обладают достаточными практическими средствами. Они составляют 13% компаний;

разработчики обладают сильными базовыми возможностями применения ИИ и средними навыками стратегического планирования. Они составляют 12% компаний;

экспериментаторы обладают средними базовыми возможностями и средними навыками стратегического планирования. Эти компании составляют 63% от изученных Accenture компаний.

Таким образом, большинство компаний имеют низкий уровень зрелости ИИ. В частности, доходы «лидеров» от ИИ могут превышать 30% порог от всех доходов. При этом, в Accenture уверены, что зрелость ИИ в большей степени зависит от людей и стратегии, чем от технологий, то есть сочетания стратегий, процессов, инноваций и навыков человека. Этому способствуют пять факторов успеха «лидеров»:

ИИ, как стратегический приоритет для компании включает поддержку и крупные инвестиции. Этот подход способствует развитию культуры инноваций на всех уровнях компании;

инвестирование в сотрудников и их обучение в сфере ИИ;

индустриализация инструментов и команд c целью создания ядра ИИ в рамках организации. Этот подход включает платформы операционных данных и ИИ с целью соблюдения баланса между экспериментами и реализацией, создание своих приложений для интеграции новых продуктов и выведения их на рынок;

соблюдение правил и этических норм для создания надежной базы данных и ИИ. Это важно в условиях изменения нормативных требований. В частности, отдельный опрос Accenture 850 руководителей высшего звена показал, что почти все респонденты (97%) опасаются влияния регулирования и считают необходимым соблюдать все требования с начала создания систем ИИ;

определение долгосрочных и краткосрочных приоритетов в инвестициях. «Лидеры» постоянно увеличивают инвестиции на данные и ИИ. Так, в 2018 году они выделили 14% бюджета на технологии, в 2021 – 28%, а в 2024 планируют 34%. Это позволяет расширять сферы применения ИИ в бизнесе и создавать новые бизнес-модели.

В заключение, авторы семинара предлагают считать искусством зрелости ИИ сбалансированное использование облака в качестве реализации, данные в качестве движущей силы, и ИИ в качестве дифференциатора. Таким образом, зрелость ИИ измеряет степень освоения возможностей ИИ в правильном сочетании для достижения высокой производительности для клиентов, сотрудников и партнеров.