Справка о Стратегии национальной безопасности США (октябрь 2022)

Время на прочтение: 3 мин

12 октября 2022 года на сайте Белого дома опубликована 48-страничная Стратегия национальной безопасности США. Это документ, подготавливаемый исполнительной ветвью власти один раз в несколько лет для Конгресса США, в котором излагаются основные проблемы в сфере национальной безопасности и пути их решения.

Стратегия национальной безопасности — программный документ, положения которого в дальнейшем более подробно раскрываются в документах государственных ведомств, таких как «Стратегия национальной обороны» Министерства обороны США.

Во введении Стратегии отмечено, что мировая история в настоящее время находится в переломном моменте. «Нынешняя администрация США воспользуется будущим решающим десятилетием для продвижения жизненно важных интересов страны, чтобы обойти геополитических конкурентов и направить мир по пути к светлому и полному надежд завтрашнему дню». Утверждается, что во всем мире потребность в американском лидерстве как никогда велика.

Далее описаны стоящие перед США две стратегические задачи. Во-первых, эпоха после холодной войны закончилась, и между крупными державами идет конкуренция за влияние на то, что произойдет дальше. США находится в лучшем положении для достижения успеха в этом состязании. Во-вторых, существуют общие проблемы, такие как изменение климата, отсутствие продовольственной безопасности, инфекционные заболевания, терроризм, нехватка энергии или инфляция. Эти вопросы лежат в основе национальной и международной безопасности, должны рассматриваться как ключевые, требуют сотрудничества правительств для их решения.

Главным противоречием нынешнего мироустройства названо противоречие между демократиями и автократиями. К первым отнесены США и их союзники в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе, а также ключевые демократические партнеры по всему миру, которые во многом разделяют американское видение региональных проблем и международный порядок, хотя могут быть не согласны с США по всем вопросам.

Автократии же, такие как КНР и Россия, пытаются подорвать мировую демократию и экспортировать модель управления, основанную на репрессиях в своих странах и принуждении, за границу. Насущная стратегическая угроза исходит от стран, которые соединяют авторитарное правление с реваншистской внешней политикой. Это ведение агрессивных войн или подготовка к ним, подрыв демократических политических процессов в других странах, использование технологий и цепочек поставок для принуждения и репрессий, а также экспорт нелиберальной модели международного порядка.

КНР в Стратегии названа единственным долгосрочным опасным конкурентом, который может изменить международный порядок в свою пользу, задействовав для этого свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь. Хотя угроза от КНР ощущается наиболее остро в Индо-Тихоокеанском регионе, она имеет и значительный глобальный аспект.

Россия же представляет немедленную, непосредственную и постоянную угрозу региональной архитектуре безопасности в Европе и является источником разрушений и нестабильности во всем мире, но ей не хватает спектра возможностей КНР. Военный конфликт России с Украиной нарушил мир в Европе и повлиял на стабильность повсюду в мире, а ядерные угрозы Москвы представляют опасность для глобального режима нераспространения.

Отмечено, что другие более мелкие автократические державы также действуют агрессивно и дестабилизирующим образом. В частности, Иран вмешивается во внутренние дела соседей, распространяет ракеты и БПЛА через посредников, продвигает ядерную программу сверх реальной гражданской потребности. КНДР также продолжает расширять свои незаконные ядерно-оружейные и ракетные программы.

Для противодействия описанным угрозам в Стратегии предложено: инвестировать в сильные стороны США (конкурентоспособность, современное производство, инновации, человеческий ресурс, демократические ценности); использовать дипломатию для эффективного объединения усилий с союзниками и партнерами; модернизировать и укреплять вооруженные силы.

Для противостояния КНР, дополнительно к первым двум описанным пунктам, вместо третьего пункта необходимо «динамично и напряженно конкурировать с КНР в том, чтобы защищать интересы США и строить свое видение будущего». При этом в Стратегии предлагается инвестировать в надежные вооруженные силы, которые сдерживают агрессию КНР против союзников и партнеров США в регионе. Отмечена заинтересованность в поддержании мира и стабильности на Тайване. Необходимо также привлечь Пекин к ответственности за геноцид и преступления против человечности в Синьцзяне, нарушения прав человека в Тибете и отмену автономии и свобод Гонконга.

Другой серьезной угрозой, влияющей на национальные интересы США и мирового сообщества, названа Россия, империалистические идеи которой направлены на проведение дестабилизирующей внешней политики в целях подрыва устоявшегося мирового уклада и демократических устоев внутри других стран. Апогеем проводимой политики названо вторжение на территорию Украины. В связи с этим США в качестве приоритетной задачи ставит необходимость дальнейшего продолжения проведения политики сдерживания в кооперации с союзными государствами и ослабления стратегических отраслей экономики РФ. К сопутствующим действиям США здесь также относят укрепление коалиции НАТО, адаптация к современным угрозам безопасности в целях защиты суверенитета стран блока ввиду действий РФ и Китая.

В документе также обозначена позиция США по недопущению использования ядерного оружия, необходимости усиления сотрудничества в части предотвращения распространения оружия массового уничтожения, введение дополнительных мер по сдерживанию.

Большое внимание уделяется проблеме климата и его возможным последствиям, связанными с возникновением продовольственного кризиса, нищетой и голодом во всем мире. Особое место в документе отводится необходимости выработки решения по переходу к более экологически чистым видам топлива, снижение энергетической зависимости от РФ.

Кроме того, США намерены держать курс в направлении развития торговых отношений, осуществлять дальнейшее укрепление своего лидерства в области современных технологий, продолжая развиваться в микроэлектронном производстве, передовых вычислительных и квантовых технологиях, искусственном интеллекте, биотехнологиях и биомедицинском производстве. Другая задача – повышать устойчивость к кибератакам в киберпространстве.

Из документа также следует, что США стремится к усилению трансатлантических связей, а именно: необходимости укрепления сотрудничества с Европой и развития взаимодействия с другими странами, в частности, стратегическим здесь видится Индо-Тихоокеанский регион, оказывающий все большее влияние на международные торгово-экономические отношения. Также нельзя не учитывать его климатические особенности. Кроме того, США планирует и дальше оказывать всестороннюю помощь Украине, в т. ч. по вхождению в состав Европейского союза. Явно обозначена позиция по продолжению развития партнерских отношений со странами Африки, тесном взаимодействии с Канадой и Мексикой, поддержании мира в Арктике в условиях нарастающей геополитической напряженности, спровоцированной политикой России и Китая.

При подготовке использованы материалы:

  1. National Security Strategy (United States)
  2. Новая стратегия национальной безопасности США
  3. Конкурировать с Китаем, сдерживать Россию