Великобритания ужесточает меры борьбы с вредоносным контентом в сети Интернет

Время на прочтение: 3 мин

В мае 2021 года в Великобритании опубликован законопроект о регулировании вредоносного воздействия онлайн-контента, который можно считать первой мировой практикой комплексного подхода по созданию системы защиты детей и взрослых в сети Интернет.

По мнению аналитиков НТЦ «идёт усиление мер контроля за контентом во всем мире, в том числе в европейских странах. Государства задумываются о безопасности граждан и стремятся соблюсти баланс между свободой слова и обеспечением безопасности».

Законопроект планируется применять к веб-сайтам, приложениям и сервисам, которые размещают пользовательский и новостной контент или предоставляют платформы для общения в Интернете.

Контент предлагается разделить на весь1За исключением сообщений электронной почты, СМС, ММС, пользовательских комментариев, оплаченной рекламы и новостных публикаций.; созданный, загруженный или переданный пользователем; и новостной, который включает статьи, фрагменты статей и ссылки на публикации новостных изданий.

Незаконным контентом может считаться каждая категория, если содержание относится к категории запрещенной информации или равносильно соответствующему правонарушению. Контент считается равносильным соответствующему правонарушению, если провайдер имеет веские основания2 Определение веских оснований в законопроекте отсутствует считать правонарушением опубликованные слова, изображения, звуки, речь, их распространение или сочетание с другой информацией. К правонарушениям относятся терроризм; сексуальная эксплуатация детей; преступления, не подпадающее под существующие определения, жертвой которых является физическое лицо; а также другой контент, указанный в постановлениях Министерства цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта.

К соответствующим правонарушениям в законопроекте не относятся финансовое мошенничество, нарушения прав собственности, безопасность и качество товаров, оказание услуг не квалифицированным лицом. Последствия этого контента не считаются «вредоносными» и регулируются другими законодательными актами.

Это отличает английский вариант от законодательного предложения Евросоюза, которое сосредоточено на строго незаконном онлайн-контенте, онлайн-продаже опасных товаров и требованиях соблюдать принцип «знай своего клиента» (know your customer).

Законопроект предусматривает разграничение понятий вредоносного контента для детей и для взрослых.

Вредоносный контент для детей определяется поставщиком услуг, если у него есть веские основания считать, что характер контента или его распространение окажут значительное неблагоприятное физическое или психологическое воздействие на среднестатистического ребенка (child of ordinary sensibilities). Для этого поставщик услуг должен учитывать количество пользователей, которые могут столкнуться с таким контентом и быстроту его распространения. Таким образом, определение «вредоносного» контента может варьироваться от троллинга, сексуальной эксплуатации детей до легальной порнографии.

Вредоносным для взрослого населения считается контент, который может иметь неблагоприятное физическое или психологическое воздействие; побуждать человека к действиям, причиняющим вред себе и окружающим; или увеличивать вероятность такого воздействия. Под определение незаконного контента также подпадают мошеннические сайты знакомств.

Жёсткие обязательства для провайдеров направлены на выявление вредоносного контента. В частности, поставщики пользовательских услуг и поисковых сервисовобязаны:

проводить оценку риска незаконного контента;

принимать меры по снижению и управлению рисками причинения вреда незаконным контентом;

иметь системы и процессы, которые минимизируют присутствие и распространение незаконного контента и продолжительность его присутствия на сайте, а также быстро удаляют незаконный контент при получении уведомления о его присутствии;

указывать в условиях обслуживания, каким образом пользователи защищены от незаконного контента, и обеспечить ясность, доступность и последовательность соблюдения этих условий;

иметь системы и процессы, которые учитывают важность свободного выражения журналистского контента и контента, поддерживающего разнообразие политических взглядов, а также специальную и ускоренную процедуру рассмотрения жалоб в отношении журналистского контента. Стоит отметить, что в законопроекте отсутствует четкое разграничение между признанными новостными агентствами, фрилансерами и блогерами;

принимать во внимание защиту пользователей от необоснованных нарушений конфиденциальности, а также право пользователей на свободу выражения в процедурах безопасности;

иметь соответствующие системы отчетности и процедуры рассмотрения жалоб, по которым поставщик услуг может предпринять соответствующие действия.

Поставщики пользовательских услуг, к которым могут иметь доступ дети, обязаны:

соблюдать все вышеперечисленные обязательства;

провести оценку риска для детей;

принимать соразмерные меры для снижения и управления рисками причинения вреда детям;

иметь системы и процессы, предотвращающие столкновение детей с вредоносным контентом;

указать в своих условиях обслуживания, как дети могут избежать вредоносного контента, и обеспечить четкость, доступность и последовательность применения условий обслуживания.

Также в обязанности провайдеров входит поощрение образовательных инициатив и поддержка людей в понимании природы онлайн-материалов.

Для соблюдения баланса между контролем и соблюдением свободы слова и принципов демократии в законопроекте прописана обязанность для всех поставщиков пользовательских услуг учитывать важность:

защиты права пользователей на свободу выражения мнения в рамках закона; и

защиты пользователей от необоснованного нарушения конфиденциальности, при принятии решений и внедрении процедур безопасности.

Регуляторным надзорным органом за соблюдением обязанностей по выявлению вредоносного и незаконного контента назначен OfCom (Office of Communications). Поставщики пользовательских услуг должны представлять OfCom ежегодные отчеты о прозрачности с изложением мер по борьбе с вредоносным контентом в сети Интернет.

При несоблюдении обязанностей OfCom имеет полномочия накладывать штрафы до 18 млн фунтов стерлингов (1,8 млрд руб.) или 10% от годового дохода.

Кроме контроля за соблюдением поставщиками услуг своих обязанностей OfCom разработает и подготовит свод правил по определению контента, содержащего сексуальную эксплуатацию детей или имеющего террористическую направленность.

  • 1
    За исключением сообщений электронной почты, СМС, ММС, пользовательских комментариев, оплаченной рекламы и новостных публикаций.
  • 2
    Определение веских оснований в законопроекте отсутствует