30 лет Рунета: история, реальность, перспективы

Время на прочтение: 4 мин

В апреле исполнилось 30 лет с момента, когда международный сетевой центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен верхнего уровня для России – ru.

На данный момент в российском сегменте Интернета действуют домены «.ru» «.рф», «.рус», «.moscow» и «.дети», «.москва», а также .su – с 1990 по 1994 гг относящийся к СССР. Тогда же появился «Russia on the Net» – первый сайт Рунета, располагавшийся на домене www.ru – каталог распределенных по рубрикам ссылок на большинство русскоязычные и англоязычные ресурсы в Интернете, имевший большую популярность среди пользователей ввиду отсутствия большого количества поисковиков.

Сейчас www.ru. не функционирует и выставлен на продажу за 20 600 000 руб.

Слово «Рунет» придумал блогер Раффи Асланбеков в 1997 году, через 4 года этот термин с определением «российский интернет» вошёл в российский орфографический словарь РАН, а в 2005 году – в орфографический словарь Дитмара Розенталя.

Специалисты не пришли к единому мнению относительно того, что включает в себя Рунет. Есть несколько мнений: российская часть Интернета; русскоязычные и российско-ориентированные сайты во всех доменах Интернета; только Интернет в домене .ru; домены, на которых размещают русскоязычный контент – .рф, .su, .ru, .am, .az, .by, .ge, .kg, .kz, .md, .ua, .укр и .uz. В 2018 году федеральная антимонопольная служба при толковании закона «О рекламе отнесла к Рунету отнесла только три из них: .ru, .su и.рф.

По итогам 2023 года домен «.ru» вырос на 506 024 домена (+10,3%), став лидером по темпам роста среди всех национальных доменов верхнего уровня. На апрель 2024 г. в зоне .ru 5,6 млн активных доменов. Ежедневная аудитория Рунета в апреле 2024 года составляет 103 млн человек, это в сто раз больше, чем в 1998 г. По прогнозам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, к концу 2024 года широкополосный доступ к интернету будет у 90% российских домохозяйств. По количеству пользователей Сети Россия занимает первое место в Европе. Стоимость Интернета в России при этом остается одной из низких в мире.

С 2019 года в России существует концепция суверенного Интернета – независимой инфраструктуры для его бесперебойного функционирования, это требуется для того, чтобы российский сегмент Сети был защищен от внешних угроз, в числе которых – кибератаки и отключение от Всемирного Интернета. В целях защиты национальной безопасности блокируется доступ к ресурсам экстремистской и террористической направленности. Концепция также подразумевает поддержку отечественных провайдеров интернет-услуг и серверов, что способствует внедрению инноваций развитию российской it-сферы.

Стоит отметить социальную функцию Рунета. С 2023 года правительство РФ и региональные власти занимаются формированием безопасной информационной среды для детей. В России действует программа «Доступный интернет», которая реализуется в России по поручению президента. Теперь в обязанности операторов связи входит предоставление гражданам бесплатного доступа к социально значимым онлайн-ресурсам.

С появлением Интернета в России стала стремительно развиваться цифровая экономика. Если в 2011 году её объем составлял 54 млрд рублей, то в 2024 году увеличился до 16 трлн рублей. Ведущим в данной отрасли остается сегмент маркетплейсов. Сегмент онлайн-кинотеатров, программного обеспечения и кибербезопасности показывают уверенный рост.

По данным Forbes[11] 30 самых дорогих компаний Рунета в 2024 году вошли Яндекс (12,5 млрд $); Wildberries (7,2 млрд $); Ozon (7 млрд $); Avito (3,4 млрд $); 1С (2,8 млрд $); Лаборатория Касперскогор (2,1 млрд $); HeadHunter (1,9 млрд $); VK (1,8 млрд $); Positive Technologies (1,6 млрд $); СКБ Контур (1,4 млрд $); Мегамаркет (1,4 млрд $); Астра (1,2 млрд $); Wink (1 млрд $); Lesta Games (0,8 млрд $); CarPrice (0,78 млрд $); Тензор (0,71 млрд $); Kion (0,68 млрд $); 2ГИС (0,61 млрд $); Lamoda (0,6 млрд $); ЦИАН (0,58 млрд $); Aliexpress Россия (0,52 млрд $); Softline (0,51 млрд $); Авиасейлз (0,49 млрд $); Банки.ру (0,49 млрд $); Skyeng (0,48 млрд $); Иви (0,45 млрд $); Start (0,42 млрд $); Сравни (0,4 млрд $); Okko (0,28 млрд $); Литрес (0,26 млрд $).

Еще в 2017 году российский рынок рекламы в Интернете впервые обошел по квартальному доходу рынок ТВ-рекламы, эксперты прогнозируют, что уже в этом году объем рынка интернет-рекламы будет превышать объем рынка телевизионной рекламы на 200 млрд руб.

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций отмечают, что российская интернет-отрасль является примером успешного импортозамещения. В Рунете присутствуют игроки из разных сфер цифровой экономики: разработчики мобильных приложений, финансовые компании, музыкальные сервисы, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры.

После ухода иностранных музыкальных платформ 83% российских пользователей перешли на отечественные стриминг-сервисы. Наибольшей популярностью пользуется «Яндекс Музыка» (её выбрали 83% бывших подписчиков Apple Music, 71% подписчиков YouTube Music и 65% подписчиков Spotify). Далее в рейтинге следует «VK Музыка», на третьем – МТС Music, на четвёртом – «Звук».

Не смотря на то, что Youtube остается открытым и пользуется популярностью у россиян, аудитория отечественных видеохостингов Rutube, VK Видео и Яндекс.Дзен неизменно растет. Предпосылкой к этому является миграция авторов контента, которые с 2022 года лишены возможности получать доход от монетизации на Youtube. Также стоит отметить рост аудитории российских онлайн-кинотеатров – 39,6 млн человек в 2023 году по сравнению с 21,7 млн человек в 2013 году.

В 2023 году начали работу российские аналоги Википедии, статьи которых проходят проверку на фейки – Знание.Вики от Российского общества «Знание», где статьи пишут волонтеры и Руниверсалис – проект, который развивают бывшие редакторы «Русской Википедии».

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций назвали тренды, определяющие направления развития Рунета с 2024 года:

  • Усовершенствование и рост роли ИИ;
  • Совершенствование фильтрации контента и повышение цифровой безопасности, а также использование виртуальных помощников;
  • Новые стратегические партнерства с объединением крупных IT-игроков;
  • Рост числа новых медиа;
  • Увеличение числа подписок;
  • Появление новых профессий и развитие ИИ в образовании;
  • Развитие phygital – технологий позволяет объединять физическую и цифровую среду.

В условиях явно наметившегося распада глобального мира на зоны, тяготеющие к нескольким самостоятельным центрам силы (США, КНР, РФ), будущее единого Интернета оказывается под вопросом. На фоне этого, подготовка Рунета к вызовам в виде ограничения глобальной связанности, видится весьма важной. Изменения в мировой информационной паутине, которые вероятно последуют за процессами регионализации, могут изменить не только пользовательский опыт, но и потребности в технологической базе, лежащей в основе Рунета, а развитие решений на основе ИИ в ближайшие несколько лет однозначно сыграют существенную роль и в развитии цифровой отрасли в России.