Тренды российской рекламы: показатели наиболее успешных креативов, статистика рекламодателей, показов и сетей

Время на прочтение: 3 мин

В условиях усиления геополитического давления на экономику страны сфера рекламной индустрии не остается в стороне и также вынуждена адаптироваться под новые реалии.

Так прошедший год для российского рынка сопровождался значимыми изменениями в части состава и деятельности рекламодателей, рекламных агентств, рекламных площадок, рекламируемых товаров и услуг. Во многом это обусловлено одновременно сокращающимся объемом рекламного пространства и падением спроса ввиду ухода части крупных рекламодателей, рекордным ростом рекламных показателей одних участников рынка и непростой ситуацией у других.

Однако, рекламный рынок выстоял, фактически продемонстрировав результаты 2021 года. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России суммарный объем рынка рекламы в средствах ее распространения по четырем медиасегментам – интернет, радио, пресса, ООН1Сокращение от анг. «Out of Home» — наружная реклама – в 2022 году составил 392 млрд руб., что лишь на 2% меньше, чем в 2021 году.

При этом, основная часть объемов приходится на рынок интернет-рекламы, который ввиду прогнозируемого спада показателей на 50%, успешно справился, сохранив по итогам 2022 года объемы рекламных бюджетов 2021 года – 324.9 млрд руб. (-2%).

В целом 2022 год для интернет-индустрии стал периодом новых вызовов, трудностей и возможностей. С одной стороны, многие иностранные компаний ушли с российского рекламного рынка совсем или приостановили свою деятельность, что, как следствие, привело к сокращению рекламного инвентаря, технологий и инструментов. С другой стороны, происходящие события стали драйвером для развития российских рекламных площадок и технологий. Лидерам рынка после ухода основных конкурентов (приостановлена деятельность по рекламе для РФ платформ компании Google, заблокированы социальные сети Instagram и Facebook компании Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) удалось оперативно подстроиться под изменившиеся условия, направив усилия на заполнение освободившихся позиций, демонстрируя очень высокие темпы роста, однако, на текущий момент нельзя сказать, что удалось заменить все рекламные технологии, которые были до кризиса. Тем не менее, участниками рынка активно ведутся соответствующие работы в данном направлении с учетом меняющихся тенденций и предпочтений аудитории.

И одним из основных трендов в последнее время является стремительно набирающая популярность использования площадок маркетплейсов в качестве одной из наиболее эффективных альтернатив, ушедшим технологиям. Кроме того, сохраняется устойчивый тренд на небольшие видео (например: платформы «ВКонтакте» или «Яндекс.Дзен»), усиление позиций платформы Telegram Ads. Все большее распространение получает внедрение алгоритмов автоматизации и искусственного интеллекта

Таким образом рынок интернет-рекламы не стоит на месте и все больше наращивает свои позиции. Показатели текущего года выглядят достаточно оптимистичными, так суммарный объем рекламы в средствах ее распространения уже сейчас близок к 300 млрд руб. Согласно данным, предоставленным соответствующими участниками рекламного рынка в «Единый реестр интернет-рекламы» (далее – ЕРИР), за период с января по август 2023 года общий объем денежных средств, потраченных со стороны рекламодателей составил – 294,1 млрд руб. Лидерами рейтинга стали: ООО «Яндекс.вертикали» (Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа и Яндекс.Путешествия), АО «Тинькофф банк», ООО «Ритм медиа», ПАО «Сбербанк», ООО «Кех екоммерц» (Авито).

Наиболее популярные площадки размещения рекламы: Yandex.ru , 2gis.ru, Dzen.ru, ozon.ru

Наиболее популярные площадки размещения рекламы: Yandex.ru, 2gis.ru , Dzen.ru, ozon.ru, Dsp.yandex.ru.

Среди сегментов отрасли с наибольшим бюджетированием уверенно лидируют оптовая и розничная торговля (24,4%), а также деятельность в области информации и связи (20,9%), объемы бюджета на рекламу у которых с начала 2023г. составили более 42 млрд руб. и 36 млрд руб. соответственно.

По количеству показов рекламного креатива в топ-3 вошли следующие рекламодатели: ООО «Бургер Рус» , ООО «НТС «Градиент», АО «Глаксосмиткляйн Хелскер».

Среди рекламодателей выделен отдельный тип компаний с государственным участием, объем данного рынка составляет – 23,9 млрд руб. Топ-5 компаний-рекламодателей с государственным участием являются: ПАО «Сбербанк», ООО «В контакте», ООО «Маркетплейс», ООО «Деливери клаб» и Банк ГПБ (АО).

На текущий момент количество иноагентов, представленных в ЕРИР составляет – 30, из них 11 являются рекламораспространителями (объем бюджета на размещение – 75 млн руб).

Стоит также отметить, что продолжает усиливаться роль государства в рекламной индустрии: меры государственной поддержки, участие в качестве рекламодателя, изменения в законодательство в части необходимости маркировки рекламных креативов.

Таким образом, изменения, происходящие в настоящее время на рекламном рынке, формируют новую парадигму развития отрасли, являясь драйверов развития собственных технологических решений, а дополнительные меры регулирования в законодательстве сделают рынок более прозрачным и увеличить эффективность выявления запрещенной.