Нововведения в китайском регулировании искусственного интеллекта

Время на прочтение: 3 мин

Во вторник, 11 апреля Администрация киберпространства Китайской Народной Республики опубликовала для общественного обсуждения проект документа «Административные меры по управлению услугами с применением генеративного искусственного интеллекта» (далее – Административные меры).

Согласно преамбуле, администрация киберпространства Китайской Народной Республики1Cyberspace Administration of China (CAC) – орган власти Китая, в полномочия которого входит как разработка законодательных инициатив в области регулирования сети Интернет и киберпространства, так и реализации политики интернет-регулирования Китая, в частности, Администрация выступает в качестве учредителя фонда-владельца акций крупнейших интернет-компаний Китая. Находится в прямом подчинении профильной группы Центрального комитета Коммунистической партии Китая разработала Административные меры в целях реализации развития и стандартизированного применения генеративных нейронных сетей в соответствии с «Законом о сетевой безопасности Китайской Народной Республики» и другими нормативными правовыми актами (законами и постановлениями) КНР.

Принципиальным с точки зрения общих тенденций регулирования применения генеративных нейронных сетей выступает статья 4 Административных мер: согласно статье 4 Административных мер предоставление товаров и услуг с применением генеративного искусственного интеллекта должно соответствовать требованиям законов и других нормативных актов Китая, основываться на принципах уважения общественной морали, порядка и обычаев, а также соответствовать следующим требованиям:

1. Контент, генерируемый генеративным искусственным интеллектом, должен продвигать основные принципы и ценности социализма и не должен содержать положений, подрывающих основы государственной власти, положений с подстрекательством к свержению социалистического строя, подстрекательством к расколу государства, подрывом национального единства, положений, пропагандирующих терроризм, экстремизм, пропагандирующих этническую ненависть и этническую дискриминацию, насилие, непристойную и порнографическую информацию, информацию, не соответствующую действительности, а также информацию, распространение которой может нарушить экономические и социальные общественные устои.

2. В процессе разработки алгоритмов генеративных нейронных сетей, анализа обучающих данных, создания и оптимизации моделей искусственного интеллекта, продажи товаров и предоставлении услуг разработчики обязаны принимать меры, предотвращающие дискриминацию граждан по признаку расы, этнической принадлежности, политических убеждений, гражданства, пола, возраста, рода деятельности и т.д.

3. Соблюдать охраняемое законом право интеллектуальной собственности других лиц, соблюдать принципы деловой этики и не использовать преимущества генеративных нейронных сетей, в частности, алгоритмы генеративных нейронных сетей и наборы генерируемых данных в целях недобросовестной конкуренции.

4. Информация, генерируемая с использованием генеративного искусственного интеллекта, должна быть достоверной, в то же время должны быть приняты все возможные меры для недопущения создания и распространения недостоверной информации.

5. Уважать законные интересы граждан, не допускать причинения вреда физическому и психическому здоровью граждан, не наносить ущерб личным правам граждан, соблюдать их право на частную жизнь, а также соблюдать охраняемое законом право интеллектуальной собственности. Незаконная обработка и распространение личной информации (персональных данных) и коммерческой тайны также запрещается.

Отдельно следует обратить внимание на статью 5 Административных мер, согласно которой юридические и физические лица, использующие информацию, создаваемую при помощи генеративного искусственного интеллекта, для предоставления таких услуг, как чат-бот и генерация текста, изображения и звука (в Административных мерах данные субъекты именуются как «поставщики»), включая предоставление программируемых интерфейсов для создания текста, изображений и звука третьим лицам, возлагают на себя ответственность за контент, созданный продуктом. Если продуктом осуществляется обработка и распространение личной информации (персональных данных), поставщики возлагают на себя установленную законом ответственность в качестве оператора и выполнить соответствующие обязательства по защите личной информации (персональных данных).

В соответствии со статьей 6 Административных мер перед предоставлением товаров и услуг с применением генеративного искусственного интеллекта предусматривается обязательная процедура проверки товара (услуги) уполномоченным органом на предмет соответствия действующим положениям законодательства КНР.

В настоящий момент говорить об опубликованном проекте документа как о полноценной мере нормативного регулирования преждевременно: Административные меры находятся в начальной стадии законодательной процедуры и могут быть существенно изменены. Однако уже сейчас можно однозначно утверждать, что в нынешнем варианте Административные меры предлагают инновационное регулирование технологий искусственного интеллекта. В особенности такой инновацией выступает возложение ответственности за контент, созданный чат-ботами и другим программным обеспечением для генерации текста, изображений и звука при помощи генеративного искусственного интеллекта, на т.н. «поставщиков»: фактически, на разработчиков и (или) распространителей указанных программных решений.

  • 1
    Cyberspace Administration of China (CAC) – орган власти Китая, в полномочия которого входит как разработка законодательных инициатив в области регулирования сети Интернет и киберпространства, так и реализации политики интернет-регулирования Китая, в частности, Администрация выступает в качестве учредителя фонда-владельца акций крупнейших интернет-компаний Китая. Находится в прямом подчинении профильной группы Центрального комитета Коммунистической партии Китая