Теоретические и концептуальные аспекты когнитивных и психологических операций

Время на прочтение: 2 мин

В последнее время в условиях появления новых конфликтов происходит трансформация понятия «гибридных войн». Это связано с тем, что существующие концепции, тактики и методы информационных операций увеличивают количество возможных интерпретаций и умозаключений из контента информационной операции.

То есть, смыслы и выводы информационной операции не очевидны для их создателя.

В 1996 году в США выпущена первая доктрина по информационным операциям FM 100-6, которая должна определить развитие в период после холодной войны и объединить выводы из других операций. В рамках этой доктрины, узконаправленный термин «информационная война» заменен на «информационные операции», который отражает современную реальность и многозадачность информации. Информационные операции рассматриваются в двух контекстах: Глобальной информационной среды (GIE), то есть, совокупности всех потребителей информации, организаций, систем, которые находятся за пределами военного контроля и Военной информационной среды (MIE) – совокупности акторов, которые формируют границы операции.

В 2020 году Киберкомандование США объявило, что информационная война уступила место концепции информационного преимущества. Разработанное для достижения «доминирования в принятии решений», информационное преимущество было выбрано как более подходящее описание расширенной миссии армии в информационном пространстве, описываемом как среда «беспрецедентной информационной войны». Необходимость доктринального определения роли информации в конфликтах связана с формированием стратегических принципов ведения последующих войн и адаптации к новым стратегическим условиям, включая объединение человеческих, организационных, инфраструктурных ресурсов, политических и культурологических факторов.

Так, в 2021 году появилось понятие «когнитивной войны» в рамках конференции НАТО в Инновационном центре во Франции. Основные выводы заключаются в необходимости объединения информационной войны, когнитивной науки и нейробиологии для моделирования сложных систем, например, поведения населения. Эти методы позволят формировать, стимулировать и изменять представления о реальных событиях, обеспечивая «доминирование в принятии решений».

Изменение когнитивной репрезентации происходит в информационной среде на уровне артефактов (соблюдение определенных ритуалов, наличие определенного уровня жизни), на уровне ценностей (равенство, братство, богатство), на уровне базовых убеждений (уважение к старшим, защита семьи). Параллельно, сохраняются психологические операции (PSYOPS). Согласно доктрине НАТО AJP-3.10.1, психологические операции – это запланированные мероприятия с использованием средств связи и других средств, направленные на формирование восприятия, отношение и поведение аудитории для достижения политических и военных целей.

Ключевые различия между когнитивными и психологическими операциями заключаются в сферах воздействия. Так, психологические операции обращены к тревогам и страхам, искажению восприятия, культурным иллюзиям, насилию. Когнитивные операции включают сенсорное перенасыщение, тоннелирование внимания, софизмы. Конвергенция этих видов операций происходит в информационном пространстве культурной среды, где формируются модели мышления и стандарты поведения различных групп общества. В рамках отдельных групп формируется инфраструктура интерпретации событий и информации, которая создает культурные эффекты на национальном, региональном, субнациональном уровне. Это приводит к деконструкции сообществ, формированию/нивелированию коллективных ценностей. Такая политика позволяет оказывать влияние на военные и экономические операции и на процессы, которые с ними связаны. Анализ концептуальных подходов позволяет представить схему типов современных информационных операций:

С одной стороны, концепутализация понятий и формирование политики в области проведения когнитивных и психологических операций определяет тактическое и стратегическое преимущество. С другой стороны, милитаризация когнитивной сферы в либерально-демократических системах приводит к отсутствию разграничения понятий национальных интересов, национальной безопасности и войны. Однако понимание когнитивного информационного преимущества/превосходства лежит не столько в области технологического развития и скорости обработки и объемов информации, а в области представления и осознания своих целей, возможностей и целей и возможностей противника и способности их соотношения для максимизации преимущества.