Цифровой суверенитет. Обзор подходов

Время на прочтение: 2 мин

В последнее время вопросы цифрового суверенитета стали основой политического дискурса. Это связано с вызовами цифровой трансформации традиционному понятию суверенитета. При этом отсутствует юридическая или организационная концептуальная основа.

Ключевой тезис последних десятилетий заключается в предположении о снижение роли государственного суверенитета, формировании децентрализованной организации общества, с увеличением количества технологий. Кроме этого, глобальный охват не вписывается в национальные юрисдикции, а законодательство не успевает за инновациями.

Сегодня концепция цифрового суверенитета используется в ряде политических и экономических сфер, от более централизованных и авторитарных стран до либеральных демократий. Он приобрел большое разнообразие коннотаций, вариантов и изменяющихся качеств.

Китай стал первым государством, осуществившим применение идеи цифрового суверенитета, который основан на сложных взаимодействиях между различными государственными органами и видами, и подразделениями бизнеса. Эта концепция подразумевает также возможность государства или региона принимать автономные решения и осуществлять действия относительно внедрения инноваций.

Параллельно, сложности регулирования и бесконтрольность распространения сформировали понимание цифрового суверенитета в странах ЕС. Так, в ЕС под цифровым суверенитетом понимается упорядоченная, ориентированная на ценности, регулируемая и безопасная цифровая среда. Кроме этого, предпосылки становления суверенитета заключаются в обеспечении конфиденциальности данных.

Отличие европейского и американского подхода к регулированию заключается в уровне вовлеченности государства. Китайский подход более сложный и в большей степени отвечает экосистемным запросам киберпространства. В его основе лежит обеспечение национальной безопасности в киберсреде и объединение конкурирующих интересов бизнеса и вовлеченность государства в этот бизнес на национальном и транснациональном уровне.

Этот тезис поддерживается политикой Китая в области стандартизации. В октябре 2021 года Государственный совет Китая принял национальную стратегию в области стандартов, в рамках которой расширены возможности и роль отраслевых предприятий. Увеличение роли частных компаний началось с провала китайской альтернативы Wi-Fi – WAPI. Кроме нежелания ISO признавать китайскую версию беспроводной сети, Huawei, Lenovo и ZTE не поддержали WAPI внутри страны. Таким образом, неолиберальная идея управления цифровым пространством в Китае не отрицается, а политика в области регулирования цифровой среды свидетельствует о сближении европейского и китайского подходов.

Параллельно, Китай занимает активную позицию в области формирования международных кибернорм в рамках региональных и многосторонних форумах. В частности, в рамках инициатив «Один пояс-один путь» и «Цифровой шелковый путь», Китай предлагает полный комплект (технологии и инфраструктуру) для экспорта китайской версии сети Интернет в страны-участницы. При этом, среди принципов проекта «Цифровой шелковый путь» отмечается уважение киберсуверенитета1принцип инициативы “Цифровой шелковый путь» и поощрение сотрудничества и уважения к независимым путям развития2принцип инициативы “Цифровой шелковый путь». Такая политика Китая вызывает интерес развивающихся стран, которые стремятся уменьшить гегемонию США в киберпространстве из-за опасений лидирующей роли в их национальной киберсреде Google и Facebook (запрещен в России). Политика европейских стран в большей степени направлена на защиту данных на собственных рынках. При этом, опасения относятся как к США, так и Китаю.

Таким образом, политики Китая, США и ЕС не являются взаимоисключающими; отсутствует строгое разделение на западную и не западную концепцию. Это оставляет широкий спектр вариативности в формировании политики регулирования киберпространства; существует опасность разделения сети Интернет на разные «сферы данных».

  • 1
    принцип инициативы “Цифровой шелковый путь»
  • 2
    принцип инициативы “Цифровой шелковый путь».