Новые законодательные инициативы в правовом регулировании цифровых финансовых активов в Российской Федерации
14 июня 2022 года Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав». Он закрепляет новые положения в правовом регулировании операций с цифровыми финансовыми активами.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроект подготовлен в целях повышения инвестиционной привлекательности использования цифровых прав бизнесом, в частности, путем совершенствования порядка расчетов по сделкам, совершенным с использованием финансовых платформ, инвестиционных платформ, информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также предотвращения использования цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав1Утилитарные цифровые права – это создаваемые и подлежащие обороту в информационной системе права требования передачи вещи или интеллектуальных прав, права требования выполнения работ или оказания услуг (определение составлено на основании положений статьи 8 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в качестве средства платежа.
Законопроектом путем внесения изменений в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» вводится определение оператора электронной платформы2Оператор электронной платформы – это оператор финансовой платформы, оператор инвестиционной платформы, оператор информационной системы, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов при оказании указанными операторами услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, пользователям электронной платформы, который, в свою очередь, признается субъектом национальной платежной системы и в этом качестве получает право осуществлять расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронных платформ при соблюдении требований, устанавливаемых законопроектом.
Таким образом, операторам электронных платформ разрешается совершать различные операции с денежными средствами, в том числе переводы денег между пользователями. Исключением выступают операции, предполагающие оплату цифровым финансовым активом товаров, работ или услуг.
Также законопроектом предусматривается включение операторов электронных платформ в реестр Банка России, а также право Банка России в рамках надзора применять меры воздействия к операторам электронных платформ в случаях нарушения требований федерального законодательства или актов Банка России.
Одним из таких требований выступает, как было сказано ранее, установление запрета использования цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав в качестве средства платежа, то есть встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровым финансовым активом товаров, работ или услуг.
Данная мера, по мнению авторов законопроекта, необходима из-за существования риска использования цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав для осуществления расчетов.
Согласно действующему правовому регулированию данной сферы перечень сделок, предметом которых выступают цифровые финансовые активы, является открытым, при этом прямой запрет на использование цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав в качестве средства платежа не предусмотрен. Законопроектом же вносятся изменения, направленные на устранение рисков использования цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав в качестве средства платежа, что, по мнению авторов законопроекта, предотвращает выпуск денежных суррогатов.
Согласно пояснительной записке, авторы законопроекта приходят к вышеуказанному выводу, руководствуясь статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Указанной статьей также установлен запрет на введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов.
Ранее, 17 мая 2022 года также в первом чтении Государственной думой был принят законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о налогообложении цифровых прав)».
Согласно законопроекту, выпуск цифровых финансовых активов и услуги операторов информационных систем будут освобождены от НДС, в то время как консультативные услуги, оказываемые операторами, а также услуги по предоставлению прав на использование компьютерных программ от НДС не освобождаются.
При этом действующие на территории РФ компании-обладатели цифровых активов должны будут платить 13% налога на прибыль. Иностранные организации-обладатели цифровых активов (компании, зарегистрированные за пределами РФ) должны будут платить 15% налога на прибыль.
Ввиду принятия указанных законопроектов в первом чтении также напомним, что согласно базовому федеральному закону, регулирующему оборот цифровых активов, криптовалют и блокчейна на территории России – Федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещено принятие цифровой валюты в качестве средства платежа, то есть встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров, работ или услуг.
Таким образом, в случае окончательного принятия законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав» запрещенный статус цифрового финансового актива и цифровой валюты как средства платежа станет единым.
Что касается статуса цифровой валюты в качестве имущества, то цифровая валюта может считаться имуществом только для целей отдельных законов и если об этом прямо указано в самих законах. В настоящий момент – это Федеральные законы:
от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Анализ вышеизложенных НПА (проектов НПА) подтверждает тезис о том, что правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровых валют должно реализовываться путем комплексного изменения различных сфер законодательства, в особенности финансового (налогового) и банковского законодательства и законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Необходимость такого комплексного регулирования обусловлена расположением цифровых финансовых активов и цифровых валют на стыке финансов, права и технологий.
- 1Утилитарные цифровые права – это создаваемые и подлежащие обороту в информационной системе права требования передачи вещи или интеллектуальных прав, права требования выполнения работ или оказания услуг (определение составлено на основании положений статьи 8 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
- 2Оператор электронной платформы – это оператор финансовой платформы, оператор инвестиционной платформы, оператор информационной системы, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор обмена цифровых финансовых активов при оказании указанными операторами услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, пользователям электронной платформы