Роль микроэлектроники в обеспечении стратегического преимущества. Обзор зарубежных инициатив

Время на прочтение: 2 мин

В свете прошедшего Российского Форума «Микроэлектроника 2024» представляется целесообразным рассмотреть государственные стратегии и отраслевые тенденции ключевых зарубежных игроков рынка.

В настоящее время полупроводниковая отрасль представляет площадку международного соперничества между США, Европейским союзом и Азией и является стратегическим активом для геополитического влияния. В связи с широким разнообразием и требованиями к специализированному производству, различные типы чипов не могут создаваться на одном производстве. Например, завод по передовым чипам памяти не может выпускать силовые полупроводники для зарядки аккумуляторов электромобиля, датчиков изображения для смартфонов или высокопроизводительных ускорителей искусственного интеллекта для машинного обучения. Так, компания TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) производит практически все передовые ускорители ИИ для облачных вычислений, но практически не имеет производственных мощностей для производства передовых чипов памяти или современных полупроводников на основе нитрида галлия и кремниево-карбидных. Вместе с тем, для создания центра обработки данных ИИ требуются все три типа чипов и ряд других. Таким образом, современные сложные продукты, такие как смартфоны, автомобили, банкоматы и др. зависят от различных типов чипов, включая чипы памяти, микроконтроллеры, регуляторы напряжения и процессоры, которые обычно поставляются из разных стран мира. Отсутствие нескольких из этих чипов не позволяет завершить продукт.

Кроме того, в производстве чипов существует ограниченная взаимозаменяемость, то есть, чипы, сделанные TSMC нельзя заменить на аналогичные, производства Samsung. Это формирует зависимость от иностранных фабрик большинства задействованных производственных технологий.

В Европейском союзе сформирована экосистема конкурентоспособных поставщиков оборудования для производства датчиков, автомобильных чипов, силовых полупроводников и пр. Надежные отношения между заказчиком и поставщиком, высокие барьеры для выхода на рынок и лидерство в отдельных областях глобальной цепочки создания стоимости позволяют ЕС сохранять баланс сил в технологическом развитии направления. Вместе с этим, с 2020 года ЕС стремится обеспечить нормативно-правовую поддержку полупроводниковой отрасли, которая оформилась в виде «Закона о чипах» (Chips Act). Ключевая задача, согласно Закону, состоит в увеличении доли ЕС в мировых мощностях по производству чипов до 20%. Параллельно, Закон вводит ряд значимых инициатив, например, стратегическое картирование сектора полупроводников, виртуальную платформу для снижения барьеров для входа в проектирование чипов (особенно для МСП и стартапов), решения по акционерному капиталу и долговым обязательствам в рамках Фонда чипов, центры компетенций для упрощения доступа к виртуальной платформе и Европейский совет по полупроводникам, который консультирует Еврокомиссию.

Однако, ряд экспертов полагает, что поставленная цель не укрепляет безопасность поставок ЕС, не обеспечивает необходимую технологическую конкурентоспособность и национальную безопасность. Остаются открытыми политические вопросы относительно долгосрочных глобальных целей поддержки полупроводниковой отрасли, оценки успешности применения Закона о чипах, оценки результатов увеличения производственных мощностей, увеличения стартапов или кадрового резерва. Отсутствие решений по этим вопросам может привести к потере геополитического актива в отношении США.

При этом, в отличие от ЕС аналогичный подход в США к организации работы с участниками полупроводникового сегмента строго определен, регламентирован и диверсифицирован по направлениям. Для Соединенных Штатов «Закон о чипах для Америки» (подписан в 2022 году) является важным элементом в технологическом соперничестве с Китаем. Реализация закона направлена на снижение издержек, увеличение рабочих мест и укрепление цепочек поставок. Кроме этого, компании, получающие государственные субсидии или финансирование от правительства не имеют права расширять свое производство в Китае. В июне 2024 года представлен новый законопроект, который ограничивает покупку китайского оборудования для производства полупроводников в случае государственного финансирования.

Стратегия Японии в области полупроводников отличается от стратегии США, но тоже имеет геополитическую ориентацию. Япония является ведущим поставщиком оборудования и химикатов. Ключевой концепцией в стратегии экономической безопасности Японии является поддержание, укрепление и получение стратегической незаменимости. Это означает формирование гарантий для японских компаний по сохранению незаменимости в глобальных цепочках поставок и увеличение возможностей противостояния другим государствам.

Таким образом, инвестиции в производственные, административные и кадровые ресурсы полупроводниковой отрасли должны означать формирование политического дискурса в отношении США, ЕС и стран Азии, определение стратегических задач в соответствии с геополитическими целями и обеспечением национальной безопасности.