Политическая нестабильность как следствие агрегации дезинформации в соцсетях

Время на прочтение: 2 мин

Развитие цифровых технологий активно способствовало распространению и манипулированию ложной информацией, которая становится важным аспектом международной политики. Ложная информация используется различными акторами для введения в заблуждение и влияет на решения мирового сообщества.

Для разработки соответствующих решений по противодействию распространения ложной информации необходимо понимание ее взаимодействия с экономическими, политическими, социальными, технологическими условиями. Например, каким образом защита свободы слова может сочетаться с регулированием информационных потоков, какова роль частных технологических компаний, какие последствия дезинформация оказывает на международные конфликты и пр.

В частности, исследование Центра Стимсона «Дезинформация в социальных сетях и предотвращение политической нестабильности и массовых насильственных действий» посвящено проблемам преднамеренного и/или случайного распространения дезинформации и рискам массовых насильственных действий. В исследовании утверждается, что дезинформация в социальных сетях (Social Media Misinformation, далее – SMM) имеет особое значение в контексте прогнозирования рисков насильственных действий и усилении эффекта вседозволенности в обществе. Авторы предлагают обзор проблем, связанных с SMM и рекомендации для различных субъектов предоставления/распространения информации. Огромное влияние соцсетей подтверждается количеством передаваемой информации. По данным авторов, Facebook (запрещен в России) ежедневно загружает около 300 млн новых фотографий, Twitter отправляет ежесекундно около 6 тыс твитов, популярные каналы YouTube получают более 14 млрд просмотров в неделю, Telegram имеет более 500 млн пользователей. Такие возможности открывают широкие перспективы для пропаганды, распространения и обострения конфликтов и призывов к насилию.

Авторы полагают, что социально-политические разногласия повышают вероятность внутриполитической нестабильности, включая крайние формы насилия. Таким образом, значительная социальная и политическая поляризация усиливает различия внутри и вне группы и ослабляет процессы социализации, что особенно важно для детей и подростков. Дезинформация порождает и усиливает поляризацию и подчеркивает тенденцию к усилению радикализации. Этому способствуют дегуманистические дискурсы, неформальные политики и практики распространения дезинформации. Социальная напряженность приводит к формализации различий между группами. «Чужие» рассматриваются как угроза интересам, целям и безопасности для «своих» членов группы. Это приводит к формированию образа противника и формированию отрицательной психологической динамики в обществе.

Вместе с этим, авторы выделяют общие факторы повышения резонанса SMM для авторитарных, полудемократических и демократических режимов. В частности, в рамках авторитарного режима SMM используется для преследования противников, подавления инакомыслия и формирования общественного дискурса. В то время как в демократических режимах SMM показывает эффективность в контексте снижения роли верховенства закона, доверия к демократическим институтам и усиления политического популизма (например, в США и Великобритании). Это может выражаться в маргинализации или открытых нападениях на свободную прессу или отсутствии конституциональных ограничений для государственных лидеров.

Параллельно, повышается изощренность SMM. Вредоносные сообщения могут не всегда полностью ложны. Они могут содержать полуправду, или быть в значительной степени правдой, но выпадать из контекста, или внедрять проблематичные утверждения, которые нельзя квалифицировать как опасные. Вместе с этим, SMM могут быть частью операции влияния иностранных государств или содержать контекстные фрагменты, которые невозможно проверить.

С целью предотвращения нестабильности и злодеяний, авторы предлагают ряд рекомендаций для участников обмена информацией. В частности, можно выделить следующие: превентивный мониторинг и усиление контроля за контентом, увеличение возможностей по удалению, повышение квалификации сотрудников, ответственных за мониторинг контента, наращивание практической информации о пострадавших от контента, создание фактчекинговых платформ и увеличения сервисов и стандартов по проверке фактов, инвестировать в долгосрочное освещение ключевых вопросов СМИ, повышать медийную грамотность, предоставлять бесплатный доступ к критическим новостям, укреплять внутренний потенциал для распознавания SMM, интегрировать в SMM инструменты политики раннего предупреждения и подотчетности.