Опыт регулирования информационного пространства в Иране

Процесс регулирования киберпространства Ирана представляет собой масштабный и эффективный механизм функционирования системы государственных органов, которым присущи черты запретительной организационно-правовой политики по отношению к внешним информационным ресурсам и сервисам, таким как Twitter, Facebook, Instagram и Telegram.

Оглавление

Введение. Особенности правовой системы Исламской Республики Иран

Статистические сведения, характеризующие особенности использования гражданами Ирана сети «Интернет». Блокировка запрещенных онлайн-платформ

Общие сведения о законодательном регулировании сети «Интернет». Контроль и надзор за использованием сети «Интернет» в Иране

Подавление массовых протестов граждан Ирана путем ограничения доступа к сети «Интернет»

Заключение

Введение. Особенности правовой системы Исламской Республики Иран

В рамках исследования особенностей правового регулирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») в Исламской Республике Иран (далее – Иран) в первую очередь необходимо учитывать контекст особенностей устройства правовой системы Ирана, принципы которой напрямую нашли отражение в организационно-правовом регулировании сети «Интернет» на территории государства.

После исламской революции 1979 года религия в Иране стала основой всех сфер жизни страны, в том числе правовой системы страны. Право Ирана представляет собой сочетание романо-германской правовой системы и шариата − мусульманского закона, совокупности правовых, морально-этических и религиозных принципов ислама, которые легли в основу правового регулирования. Роль принципов ислама в качестве основы правовой системы страны гарантирована Конституцией Ирана, принятой в 1979 году. Согласно статье 4 Конституции Ирана «все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические нормы и принципы, а также любые другие законы должны основываться на принципах ислама. Эти принципы главенствуют над всеми нормами Конституции и другими нормативными правовыми актами». Преступления против бога и государства, в том числе совершенные с использованием сети «Интернет», считаются самыми тяжкими.

Следовательно, при регулировании сети «Интернет» на территории государства, в частности, при привлечении граждан Ирана к уголовной ответственности за правонарушения, совершенные с использованием сети «Интернет», необходимо принимать во внимание устройство судебной системы государства и роль в ней религиозных деятелей.

Главой судебной системы Ирана является муджтахид − исламский богослов, достигший совершенства в знании и толковании Корана. В его обязанности входит надзор за тем, чтобы Верховный суд Ирана и остальная судебная система действовали согласно нормам шариата, при этом порядок согласования законопроектов и назначение должностных лиц также соответствовали религиозному закону. Глава судебной системы, проконсультировавшись с судьями Верховного суда, назначает председателя Верховного суда и генерального прокурора, предлагает главе государства кандидата на пост министра юстиции, а также выбирает 6 из 12 членов Совета стражей Конституции Ирана (специальный орган власти Ирана, осуществляющий надзор за исполнением положений Конституции Ирана всеми государственными органами).

Верховный суд осуществляет контроль над системой нижестоящих судов и следит за единообразием юридической процедуры, он также является последней апелляционной инстанцией. Судьей Верховного суда, так же как генеральным прокурором, может стать только муджтахид.

Ввиду изложенных нюансов модель регулирования сети «Интернет» в Иране представляет собой разновидность ближневосточной модели регулирования сети «Интернет» вследствие существенной роли религиозного фактора при принятии решений о привлечении к ответственности пользователей сети «Интернет», и, соответственно, при организации правового регулирования сети «Интернет», в том числе установки критериев для блокировки интернет-ресурсов.

Однако из-за широкого развития информационных технологий и растущей популярности сети «Интернет» среди граждан Ирана, в настоящее время государство находится в процессе поиска баланса между традиционными и современными механизмами формирования принципов организационно-правового регулирования законодательства в области регулирования сети «Интернет».

Согласно Конституции Ирана «средства массовой информации должны служить распространению исламской культуры в процессе развития Исламской революции, используя конструктивное столкновение различных мнений и идей, решительно воздерживаться от распространения деструктивных сил и антиисламских явлений».

Вследствие этого высшие государственные и религиозные лидеры Ирана уделяют большое внимание проблемам информационной политики и информационной безопасности государства не только в СМИ, но и в сети «Интернет», поскольку полагают, что в настоящее время против Ирана со стороны западных государств ведется жесткая информационная война, в том числе при помощи использования информационных технологий и интернет-платформ.

Статистические сведения, характеризующие особенности использования гражданами Ирана сети «Интернет». Блокировка запрещенных онлайн-платформ

Среди стран юго-западной Азии Иран был одним из первых, подключившихся к сети «Интернет». Так, в январе 1992 года первая выделенная линия соединила Иран с европейскими университетами в рамках членства Ирана в Европейской сети академических исследований (EARN). Первоначально сеть «Интернет» была доступна только высшим государственным чиновникам, студентам и сотрудникам научно-исследовательских центров, а каких-либо ограничений для пользователей практически не существовало.

Первым провайдером, предоставлявшим доступ к сети широкому кругу пользователей, стала государственная компания Data Communication Company of Iran (DCI), функционирующая в Иране до сих пор. Помимо доминирующей DCI, другими популярными провайдерами в стране являются Compuserve, IRNET (Information and Communication Network of Iran) и Apadana. Ведущим хостинг-провайдером выступает Neda Rayaneh.

Существенный шаг в развитии сети «Интернет» в Иране пришелся на 1997 г. Связано это в первую очередь с реформистским курсом президента Хатами. С 1994 по 1999 г. число пользователей в Иране выросло с 10 000 до 100 000 человек, в то время как Тегеран, как наиболее технически прогрессивный город существенно опережал другие регионы по степени своей интеграции в интернет-пространство. Кроме этого, Иран является одним из лидеров в ближневосточном регионе по количеству интернет-стартапов.

На сегодняшний день общее количество пользователей сети «Интернет» в Иране превышает 50 млн при населении почти в 82 млн человек. В Иране насчитывается примерно 140 операторов связи, обеспечивающих доступ в сеть «Интернет». Большинство из них частные и все они находятся под контролем государства ввиду необходимости получения лицензии для данного вида деятельности. Чтобы получить лицензию интернет-провайдера, заявитель должен быть гражданином Ирана, исповедовать официальную религию страны и не состоять в каких-либо незаконных организациях.

Помимо доступа в сеть «Интернет» при помощи услуг операторов связи, широкое развитие в Иране получил доступ к интернет-ресурсам в интернет-кафе, при этом до 2012 года их посетители могли анонимно посещать интересующие их сайты. Однако в 2012 году был принят закон «О деятельности интернет-кафе», согласно которому посетители, прежде чем войти в сеть, должны предоставить удостоверение личности с фотографией и дать согласие быть снятыми на камеры видеонаблюдения. Закон обязывает владельцев кафе сохранять эти видеозаписи, как и историю посещения сайтов того или иного посетителя кафе, в течение шести месяцев. Ужесточение требований также ввелось и для владельцев интернет-кафе, в частности, законом «О деятельности интернет-кафе» установлено, что граждане, желающие открыть интернет-кафе, должны быть женаты (замужем).

Вместе с тем данные ограничительные меры не останавливали стремительный рост числа интернет-пользователей в Иране и быстрорастущую роль интернета как источника информации. Если в 2009 году иранцы в среднем проводили 188 минут в день у телевизора и около 48 минут в сети «Интернет», то к 2017 году их предпочтения сильно изменились: на телевизор приходилось 157 минут, а на сеть «Интернет» – 164 минуты.

Рис. 1. Темпы роста интернет-аудитории в Иране на период с 2010 по 2016 гг.

Однако несмотря на развитие популярности сети «Интернет», главной проблемой для иранских пользователей выступала низкая скорость соединения. В этой связи самыми популярными в стране становились те социальные сети и приложения, которые не требовали большой скорости для нормального режима функционирования. Отсюда широкая популярность у иранских пользователей мессенджера Telegram (как до его блокировки в 2017 году, так и после), который в отличие от WhatsApp и Viber осуществлял нормальный режим работы даже при медленном соединении. Аналогичным образом приобрел популярность на территории Ирана и Instagram (также заблокирован на территории Ирана с 2017 года), который стал второй по популярности социальной интернет-платформой после Telegram. Все конкурирующие с Instagram приложения нуждались в лучшем качестве соединения. При этом главные конкуренты Instagram – Twitter, Facebook и «ВКонтакте» в Иране были заблокированы значительно ранее, в 2009 году.

Широкая популярность указанных онлайн-платформ на территории Ирана также обусловлена пользовательской аудиторией этих платформ. В Иране подавляющее большинство интернет-пользователей – это лица от 18 до 24 лет (48,7 %), на втором месте – лица от 25 до 30 лет (19,5 %), среди которых вышеуказанные платформы особенно популярны.

Рис. 2. Распределение интернет-пользователей Ирана по возрасту

Кроме этого, качество проводного интернета в Иране на порядок уступает возможностям мобильного интернета, поэтому в большинстве случаев люди выходят в сеть «Интернет» не с компьютеров, а со смартфонов, что также послужило основой для популярности Telegram и Instagram.

Для Telegram Иран – первая страна по числу пользователей: 40 млн, или почти все, кто регулярно пользуется интернетом. Что касается Instagram, в нем зарегистрировано 24 млн иранцев, то есть около 30% населения. По количеству пользователей этой социальной сети Иран занимает седьмое место в мире, сразу за Россией (данные исследования приведены на январь 2019 года, то есть уже после блокировки Instagram на территории Ирана).

Данные факты свидетельствуют о том, что практика цензурирования сети «Интернет» в Иране привела к быстрому росту интернет-грамотности населения, в частности умение пользоваться VPN-сервисами. Самым популярным VPN-сервисом в Иране является сервис Psiphon, которым каждый час пользуется 2,2 млн человек.

Поскольку органы власти Ирана блокируют доступ своих граждан к порнографическим сайтам (в том числе к сайтам с детским порно), анонимайзерам, к сайтам гомосексуальной направленности, остро-политическим ресурсам, сайтам о правах женщин и многим другим интернет-ресурсам, умение граждан пользоваться VPN-сервисами выступает угрозой для блокировки противоправного контента на территории Ирана.

После блокировки Telegram 4 из 5 самых популярных запросов в поиске среди иранских пользователей были связны со способами обхода блокировок. Согласно исследованиям Тегеранского университета, после блокировки посещение персоязычных каналов в Telegram только в первые дни упало с 2,4 млрд заходов в день до 850 млн, но потом снова начало рост, а уже через три недели достигло 1,6 млрд.

В ответ органы власти попытались заблокировать сервисы, позволяющие обходить блокировки. В результате были выведены из строя многие ключевые элементы интернет-инфраструктуры: центры обработки данных, хостинги, облачные хранилища. Это привело к сбою в работе иранских коммерческих структур, сервисов и сайтов, поскольку заметно упала скорость соединения.

Общие сведения о законодательном регулировании сети «Интернет». Контроль и надзор за использованием сети «Интернет» в Иране

Вопросы обеспечения «культурной безопасности» представляются для Ирана наиболее приоритетными. Контроль и надзор за использованием сети «Интернет» в Иране значительно усилился во времена президента М. Ахмадинежада (шестой президент Ирана, занимавший пост президента с 3 августа 2005 по 3 августа 2013 года). В рамках информационного противоборства показательно и публично были осуждены ряд лиц за преступления, совершенные ими в сети «Интернет».

В этой связи следует отметить особенности привлечения к уголовной ответственности в Иране. Уголовный Кодекс Ирана является основным и наиболее важным источником уголовного права. Он представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт и состоит из пяти отдельных книг, принятых в разные периоды времени.

Принципы уголовного наказания по шариату кодифицированы и закреплены также в Уголовном кодексе Ирана. Можно выделить четыре основных принципа, применяющихся к разным категориям преступлений:

  • «Ходуд (или Хадд)» − наказание, степень которого определяется только по шариату и исключает возможность применения других источников; это наказание устанавливается за самые тяжкие преступления против Аллаха.
  • «Кесас» − наказание по принципу возмездия («око за око»); оно сопутствует тяжким преступлениям против «своего ближнего».
  • «Диа» − денежный штраф («деньги за кровь»), выплачиваемый преступником родственникам пострадавшего, сумма штрафа колеблется в зависимости от тяжести причиненного вреда, от увечья до убийства.
  • «Таазират» − наказание, мера которого не может быть определена на основе шариата и устанавливается судьей в соответствии с четвертым источником права под названием «акль». Это может быть лишение свободы, штраф или розги.

В Иране узаконена смертная казнь. Она может применяться в качестве наказания за убийство, изнасилование, совращение несовершеннолетнего, содомию, торговлю наркотиками, вооруженное ограбление, похищение человека, терроризм и государственную измену. Смертный приговор приводится в исполнение несколькими методами: повешение, расстрел, обезглавливание, сбрасывание с большой высоты.

Вышеизложенные примеры нашли свое отражении и при назначении наказаний за правонарушения, осуществленные с использованием сети «Интернет». Согласно Уголовному кодексу Ирана преступлением считается публикация в сети «Интернет» любого материала, противоречащего или оскорбляющего исламскую доктрину, ценности иранской революции, мысли имама Хомейни, Конституцию Ирана, ставящего под угрозу национальное единство страны, создающего положительный имидж незаконных организаций, разглашающего секретную информацию, содержащего рекламу курения, обвиняющего или оскорбляющего чиновников.

Например, в августе 2014 года по ст. 262 Уголовного кодекса Ирана был осужден и приговорен к смертной казни иранский блогер Сохейль Араби за то, что он оскорбил пророка Мухаммеда в социальной сети Facebook.

В то же время система регулирования киберпространства Ирана представляет собой отлаженный механизм упорядоченного функционирования ряда государственных и негосударственных структур, что, в свою очередь, показывает, сколь приоритетное место занимает информационно-коммуникационная сфера в политической системе страны.

Главным органом в стране, отвечающим за сферу онлайн-коммуникаций, является Высший совет по киберпространству, исполнительный политический орган Ирана, основанный в соответствии со статьей 176 Конституции Ирана, в который кроме президента Ирана, входят представители Корпуса Стражей Исламской Революции (иранское военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников лидера иранских шиитов великого аятоллы Хомейни). Высший совет по киберпространству был создан в 2012 году с целью предотвращения киберугроз и координации политики в киберпространстве.

Важнейшими задачами Высшего совета по киберпространству являются политика фильтрации сети «Интернет» и координация вопросов развития кибертехнологий. Совет действует под непосредственным руководством лидера Ирана Али Хаменеи, а в состав входят главы служб разведки и безопасности, судебной власти, государственного радио и телевидения, сотрудники органов власти и т.д.).

В ведении Высшего совета по киберпространству находятся несколько подчиненных ему уполномоченных ведомств.

  • Национальный центр киберпространства. Орган отвечает за мониторинг и отслеживание технологических и политических нововведений как в глобальном киберпространстве, так и в пределах страны. Также контролирует исполнение указов Высшего совета по киберпространству.
  • Комитет по определению случаев криминального контента. Занимается цензурированием сети «Интернет». Отвечает за фильтрацию и блокировку интернет-контента. Создает списки сайтов, которые нарушают общественную мораль, противоречат исламу, угрожают национальной безопасности, критикуют государственных служащих либо организации, пропагандируют преступления, либо инструменты обхода блокировки.
  • Кибер-полиция Ирана. Является отделением иранского полицейского управления для борьбы с такими киберпреступлениями, как кража банковских данных, фишинг и т.д.
  • Кибер-армия Ирана. Представляет собой группу хакеров, занимающихся мониторингом сети «Интернет» и кибератаками на оппозиционные либо антиисламские сайты.
  • Министерство информационных и телекоммуникационных технологий. Министерство отвечает за фильтрацию источников информации из списков, которые подготавливаются Комитетом по определению случаев криминального контента. Регулирует процесс запуска Национальной информационной сети. Управляет сетью «Интернет» и всеми коммуникационными инфраструктурами, что, в свою очередь, непосредственно влияет на систему мониторинга и фильтрации контента в сети «Интернет».

В ведении Министерства информационных и телекоммуникационных технологий находятся следующие структуры:

  • Компания телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающая инфраструктуру для национальной сети данных
  • Агентство по регулированию коммуникаций. Занимается лицензированием телекоммуникационных технологий. Предоставляет лицензии интернет-провайдерам и отвечает за контроль качества интернет-услуг. Также отслеживает исполнение поручений правительства по фильтрации интернет-контента.

Особую роль в стране играет Корпус стражей исламской революции, основанный в 1979 году с целью защиты исламских ценностей, а, следовательно, всей политической системы Ирана.

Вовлеченность Корпуса стражей исламской революции в сферу информационно-телекоммуникационной инфраструктуры обосновывается необходимостью защиты страны от идеологического вмешательства. Вследствие этого приобрел популярность термин «культурное вторжение», означающий проникновение западной культуры в Иран с целью разрушения исламских ценностей.

Рис. 3. Организационная структура органов власти Ирана, регулирующих сеть «Интернет».

В 2012 году Высшему совету по киберпространству было поручено сформулировать политику Ирана в отношении сети «Интернет», а также разработать планы по его регулированию в соответствии с Конституцией Ирана, вследствие чего Высшим советом по киберпространству была издана доктрина, именуемая «Официальная система идентификации в киберпространстве», согласно которой государству необходимо предоставить полномочия по идентификации интернет-пользователей. При этом другими нормативными правовыми актами вопрос регулирования персональных данных на территории Ирана не урегулирован, в то время как единый кодифицированный нормативный правовой акт в области регулирования персональных данных в Иране отсутствует.

Сложность обеспечения эффективных мер законодательного регулирования сети «Интернет» определяется быстрым развитием интернет-технологий и появлением новых видов информационных угроз. Особое значение приобретают вопросы квалификации ответственности за нарушения законодательства Ирана с использованием сети «Интернет». Так, статья 500 Уголовного кодекса гласит: «Любой, кто занимается пропагандой против Исламской Республики Иран любого рода или поддерживает оппозиционные группы и ассоциации, должен быть приговорен к лишению свободы на срок от трех месяцев до одного года». Однако в законодательстве не содержится конкретного определения термина «пропаганда», в связи с чем невозможно однозначно определить, какие сообщения в сети «Интернет» согласно вышеуказанной статье являются пропагандой, а какие нет. Данная законодательная неопределенность дает судьям широкие полномочия для квалификации сообщений пользователей сети «Интернет» в качестве пропаганды.

Кроме этого следует отметить, что в 2009 году был принят закон «О компьютерных преступлениях», который разрешает правительству фильтровать сайты на предмет контента, противоречащего «порядочности и общественной нравственности».

Именно вследствие издания данного закона в Иране занялись исследованием правового регулирования распространения информации в социальных сетях Facebook и Twitter, в том числе в целях противодействия организации массовых беспорядков. В целях обеспечения государственной безопасности в конце мая 2009 года указанные выше социальные сети были заблокированы на территории Ирана.

Доступ к Википедии для иранских пользователей был закрыт еще до принятия закона «О компьютерных преступлениях», в декабре 2006 года, одновременно с другими популярными сайтами, такими как YouTube и IMDb. Также в Иране запрещены многие сайты с антиисламским содержанием и оппозиционные сайты. Заблокированы версии сайтов некоторых иностранных СМИ на персидском языке, в то время как их англоязычные версии не блокируются (например, заблокирован доступ к сайту France24 на персидском языке, в то время как англоязычная версия сайта доступна).

Подавление массовых протестов граждан Ирана путем ограничения доступа к сети «Интернет»

Представляется обоснованным сделать вывод, что действующие на сегодняшний день в Иране ограничения при функционировании интернет-платформ, а также применяемая судебными органами Ирана система привлечения граждан к ответственности за правонарушения, совершенные в сети «Интернет», сложились в том числе ввиду неоднозначной политической ситуации в государстве, в особенности наблюдавшейся в течение последнего десятилетия.

В результате акций протестов, проходивших под влиянием массовых внутригосударственных конфликтов в 2010-2011 годах в странах арабского мира, в том числе в Иране (так называемая «Арабская весна»), гражданами Ирана неоднократно предпринимались попытки организации протестных движений. Ими использовались такие методы «гражданского сопротивления», как забастовки, публичные демонстрации, шествия и митинги, в том числе с использованием интернет-платформ в целях массового информирования сторонников для организации протестов.

В ответ на это органами власти Ирана было принято решение ограничить доступ к сети «Интернет» для граждан на несколько дней, в течение которых граждане были лишены доступа к почтовым ресурсам, социальным сетям и другим онлайн-платформам. В частности, ограничение доступа произошло после того, как в социальной сети Facebook появился массовый призыв к организации протестов иранской реформистской организации Координационный Совет «Зеленый Путь Надежды».

Основанный после произошедших событий Высший совет по киберпространству, а также формирование данным органом власти политики Ирана в области регулирования сети «Интернет» свидетельствуют о существенной роли протестных движений при последующем регулировании сети «Интернет» на территории Ирана.

Также в указанный период получил развитие проект «Национальная информационная сеть Ирана», который представляет собой идею создания на территории Ирана национального, безопасного и «чистого» интернета, отвечающего критериям «исламского контента», что означает блокировку или фильтрацию информации по политическим, культурным и религиозным критериям.

В августе 2016 года было завершено создание первой фазы проекта, в феврале 2017 года – второй фазы, а 16 июля 2017 года состоялся запуск финальной, третьей фазы Национальной информационной сети Ирана.

Первая фаза предполагала внедрение инфраструктуры и отделение национального сегмента сети «Интернет». Запуск второй фазы включал в себя миграцию онлайн-сервисов для осуществления хостинга внутри Ирана. Был проведен перенос сервисов с внешних хостов на внутренние хосты, а также осуществлено подключение сервисов ко внутренней интранет-системе. На третьем этапе был реализован доступ ко всем электронным государственным сервисам посредством Национальной информационной сети.

Вместе с тем окончательно определили вектор регулирования сети «Интернет» на территории государства события, произошедшие в ноябре 2019 года. Вследствие массовой волны протестов, которая была вызвана внезапным и резким для граждан повышением цен на топливо (на 200% за одну ночь и в преддверии зимы), руководством Ирана было принято решение осуществить ограничение доступа к сети «Интернет» на территории государства на период с 16 ноября по 25 ноября. До указанных событий можно было сделать вывод о том, что органы власти Ирана реализуют ограничение на доступ к материалам в сети «Интернет» исключительно путем осуществления массовых блокировок интернет-ресурсов и не применяют при этом технологии, реализованные при создании Национальной информационной сети.

В настоящий момент отсутствует официальная версия используемой технологии при блокировке сети «Интернет» на территории Ирана в ноябре 2019 года, однако представляется возможным сделать предположение, что это был первый успешный опыт применения Национальной информационной сети Ирана с точки зрения массового ограничения доступа к сети «Интернет» на территории государства.

В данной ситуации был нанесен существенный ущерб деятельности многих юридических лиц, в связи с чем министр информационно-коммуникационных технологий страны Мохаммад Джавад Азари Джахроми заявил о необходимости компенсировать ряду компаний, осуществляющих деятельность в сети «Интернет», финансовые потери, которые они понесли вследствие ограничения доступа к сети «Интернет» на территории государства в указанный период.

Ввиду событий ноября 2019 года отдельно следует упомянуть популярный в Иране мессенджер Telegram, на примере статистики которого становятся очевидными последствия ограничения доступа к сети «Интернет» на территории государства. На период массового ограничения доступа к сети «Интернет» суммарное количество просмотров публикаций в иранских Telegram-каналах существенно сократилось, что фактически свидетельствует о популярности мессенджера Telegram как источника информации гражданами Ирана.

Рис. 4. Суммарное количество просмотров публикаций в иранских Telegram-каналах на период с 1 по 19 ноября 2019 года

Решение ограничить доступ к сети «Интернет» на территории Ирана со стороны государства сводилось к тому, чтобы препятствовать возникновению массовых групп протеста, поведение которых в том числе координировалось при помощи социальных сетей и других интернет-сервисов.

Заключение

С учетом изложенных сведений представляется возможным сделать вывод, что процесс регулирования киберпространства Ирана представляет собой масштабный и эффективный механизм функционирования системы государственных органов.

Главным государственным органом в Иране, отвечающим за сферу онлайн-коммуникаций, является Высший совет по киберпространству, основанный в 2012 году в рамках реализации положений Конституции Ирана. В его ведении находятся несколько подчиненных ему уполномоченных ведомств, которые в совокупности составляют сложную организационно-правовую структуру, определяющую собой всю политику регулирования сети «Интернет» на территории государства.

Усиленные меры по регулированию сети «Интернет» со стороны органов власти реализованы ввиду приоритетного места информационно-телекоммуникационной сферы в социальной и политической системах государства. В рамках регулирования сети «Интернет» на территории Ирана, в частности, при привлечении граждан Ирана к уголовной ответственности за правонарушения, совершенные с использованием сети «Интернет», сделан акцент на соблюдение принципов ислама, поскольку право Ирана представляет собой сочетание романо-германской правовой системы и шариата − мусульманского закона, совокупности правовых, морально-этических и религиозных исламских принципов. Следовательно, данные принципы легли в основу как правового регулирования сети «Интернет» на территории Ирана, так и в процессе правоприменения установленных норм.

В этой же связи Ирану присущи черты запретительной организационно-правовой политики по отношению к внешним информационным ресурсам и сервисам. Согласно позиции органов власти Ирана, доступ граждан к таким интернет-ресурсам, как Twitter, Facebook, Instagram, Telegram и других будет способствовать широкому распространению в обществе аморальных и противоречащих исламу ценностей, в связи с чем данные сервисы были заблокированы на территории государства.

Вместе с тем практика цензурирования сети «Интернет» в Иране привела к быстрому развитию интернет-грамотности населения, в частности к их умению пользоваться VPN-сервисами, что не только помешало блокировке некоторых онлайн-платформ (Telegram, Instagram), но также поспособствовало росту их популярности.

Поскольку кроме вышеупомянутых сервисов органы власти Ирана также ограничивают доступ граждан ко многим ресурсам в сети «Интернет», в частности к ресурсам порнографического содержания (в том числе к сайтам с детским порно), к сайтам гомосексуальной направленности, сайтам о правах женщин, анонимайзерам и к другому онлайн-контенту, умение граждан пользоваться VPN-сервисами в целях обхода блокировок выступает прямой угрозой для государственного противодействия распространению запрещенной законом информации посредством сети «Интернет».

С учетом данных обстоятельств получил развитие проект «Национальная информационная сеть Ирана», который представляет собой идею создания на территории государства национального, безопасного и «чистого» сегмента сети «Интернет», распространение информации в котором отвечает критериям морально-этических и религиозных принципов ислама, что также означает фильтрацию и блокировку контента по политическим, культурным и религиозным критериям.

Таким образом, на сегодняшний день Исламская Республика Иран представляет собой государство, выстроившее масштабный и активно развивающийся механизм регулирования интернет-пространства с учетом своих культурных и, прежде всего, идеологических особенностей. В этой связи подробное исследование применяемых органами власти Ирана организационно-правовых методов регулирования сети «Интернет», а также результатов их применения, имеет важное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Поделиться